Проект «Путь ремесленника». Интервью с Екатериной Затулливетер, автором проекта

Проект «Путь ремесленника». Интервью с Екатериной Затулливетер, автором проекта

«Путь ремесленника» у нас родился во время карантина. Семена его были заложены давно, когда мы ездили по стране и видели плачевное состояние нашей ремесленной продукции. Очень сложно найти что-либо приличное, обычно везде соревнование с Китаем по низкому качеству и низкой цене, которое мы проигрываем напрочь, поэтому не стоит принимать участие в этом соревновании.

Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании

Идея

— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея вашего проекта: «Путь ремесленника»? 

ЕКАТЕРИНА ЗАТУЛЛИВЕТЕР. «Путь ремесленника» у нас родился во время карантина. Семена его были заложены давно, когда мы ездили по стране и видели плачевное состояние нашей ремесленной продукции. Очень сложно найти что-либо приличное, обычно везде соревнование с Китаем по низкому качеству и низкой цене, которое мы проигрываем напрочь, поэтому не стоит принимать участие в этом соревновании. Даже когда смотришь на что-то вроде бы традиционное, понимаешь, что что-то не так, смысл потерян. Форма осталась, как у какой-нибудь оловянной ложки, а содержание ушло и предмет не имеет больше никакого значения, и ты не понимаешь, что с ним вообще делать. 

Я над этим очень долго думала, обращалась к опыту других стран, в первую очередь тех, которым удалось выйти на совсем другой уровень. Япония, Великобритания, Скандинавия сделали ремесленничество весомой частью креативной экономики страны. Их секрет в том, что они везде объединяли ремесленника с дизайнером. Идея в том, что ремесленник знает традиции, аутентичность, а дизайнер понимает, как это привнести в современный мир. Традиция остается, но приобретает новые смыслы и содержание. Это уже нечто, что хорошо будет смотреться в современном доме, в современной гостинице, на площади современного города. Отражать традиции, но при этом быть инновационным, иметь внутри себя наполненность смыслами и содержанием – в этом была цель. 

— Как эта идея преобразовалась в проект? В чём его суть?

ЕКАТЕРИНА. Я собрала команду крутых дизайнеров, туда же добавила бизнес-наставников, потому что нам важно было заниматься ремесленниками, которые хотят монетизировать свой труд. Мы сразу же убрали аудиторию в духе «я сижу вышиваю дома и это мое хобби». Это хорошо, мы не имеем ничего против, но не будем тратить на это время. Мы ориентируемся на ремесленников, которые ощущают себя мастерами, которые передают наследие наше. Именно с ними мы начали работать. Чтобы эта идея работала, нужно собрать очень крутую команду, а крутая команда стоит очень дорого и об оффлайн варианте крутой команды в каком-то отдалённом регионе вообще не может идти речи, потому что это будет стоить очень дорого, непосильно ни для кого. Бюджеты в разных регионах на развитие ремесленничества выделяются, но это такие маленькие бюджеты что с ними делать? Поэтому понятно было, что воплотить идею в жизнь можно только онлайн, а до карантина (пандемия ковид-19) этого не понимал и не принимал никто. Считалось, что все, что касается работы руками должно быть только оффлайн, а тут начался карантин и других вариантов работы, кроме как онлайн не осталось! 

blank

Первый наш акселератор мы запустили для Бурятии. Нам выделили бюджет, поверили на слово. Акселератор представляет собой шести недельную программу, в которой у нас обычно обучаются 25 ремесленников, у них есть лекционная программа, по дизайну, по ремеслу, по бизнесу, и минимум по одной встрече в неделю  для индивидуальной работы с наставником-дизайнером и бизнес-наставником. И очень много домашних заданий и работ. Так 6 недель, очень интенсивно, серьезно, но по-другому никак: либо интенсивно за 6 недель, либо не интенсивно за полгода  с непонятным результатом. Поэтому те, кто понимает ценность вовлекаются, они получают на выходе очень крутые результаты.

— Какие основные свои проблемы решают ваши «ученики» за эти 6 недель?

ЕКАТЕРИНА. Кто-то проблемы с дизайном, кто-то с бизнесом. В основном с дизайном, хотя сами они поначалу не отдают себе в этом отчёта. Если у большинства ремесленников спросить «в чем проблема?», «какая нужна помощь?», то 99% ответят, что им нужна помощь с продажами. Но ты смотришь на их продукцию и думаешь «Нет! Я это себе не куплю». С продажами можно помогать тогда, когда продукцию сам хочешь купить и подарить всем остальным. Проблема не в продажах, проблема в продукте. Еще недавно  можно было продавать ширпотреб низкого качества и все равно это разбиралось. Сейчас ситуация меняется, и многие ремесленники не успевают за этим, они не понимают этих изменений. Они все еще думают, что их проблема в продажах, но нет. 

Ремесленники, которых я знаю, у которых действительно классная продукция, даже не продают, у них заказов на полгода вперед. В живу в Белоруссии, в соседней деревне есть гончар известный на всю Белоруссию. Ему никакой рекламы не требуется, разве что иногда на Facebook опубликует какую-нибудь фотографию, и этого достаточно на ближайшие полгода вперед. Не ко всем это относится, но тем не менее, качество в основном облегчает продажи. Поэтому работать нужно с продуктом, у нас основной акцент на дизайнеров. 

В застойные 80-е годы советские женщины начали пользоваться услугами ателье и в какой-то момент все нарядились в уникальные платья, очень красивые, и у каждой было свое. Сейчас ситуация в какой-то степени схожая, и у нас тоже происходит примерно такой же поиск уникальности?

ЕКАТЕРИНА. Я думаю да, и я думаю, что еще есть причины. Например, тот же карантин, когда мы очень долго сидели дома и мы начали наконец замечать, что же у нас дома, то что для нас не имело особого значения, а тут мы заметили, что не очень что-то с эстетикой. И мы начинаем больше смотреть на эстетику, искать её, чтобы наслаждаться ею, уделять ей внимание. Недавно читала в New York Times статью о том, что в Америке ремесленничество во время карантина очень сильно увеличило продажи и мне кажется карантин тоже стал важной причиной этого. Но и без этого мы все равно начинаем возвращаться к вкусу, к эстетике, эта волна идет, больше насмотрености какой-то появляется в стране, чаще ездим за границу, поняли, что можно чтобы было красиво и все меняется. Наши ремесленники 6 недель вот так интенсивно работают, потом они защищаются, записи всех этих защит у нас выложены в свободном доступе на YouTube канале и на других наших страничках и одна из подзадач, которая перед нами стоит, внутри акселератора показать ремесленникам возможности коллабораций, причем коллабораций как с дизайнерами, не обязательно с нашими. Они попробовали, увидели, как это работает, узнали этот механизм и теперь могут с любым другим дизайнером начать так работать и создавать что-то совместное, так и между собой. Например, ремесленник занимающийся деревом и ремесленник занимающийся стеклом могут создавать совместные вещи, которые будут намного более востребованными на рынке, чем отдельно стекло и отдельно дерево. Это большой тренд на международном рынке, стоит работать вместе. У нас получаются такие вещи. 

Все они приходят к нам с жутким недоверием, «мы не будем вам рассказывать, чем мы занимаемся и какие у нас идеи, потому что у нас их украдут». Все с этим приходят, а уходят они уже с тем, что они делают совместные проекты. Не все, но делают. У кого-то это не обязательно создание совместного продукта, но тоже очень успешные коллаборации. Например, в Бурятии у нас девушка занималась актуализацией женской бурятской одежды, а еще одна девушка занималась украшениями, и они сделали совместную фотосессию. Фотосессия — это очень дорого и тут раз, и они получается поделили эту стоимость, конкуренции нет совсем, а получается, что у девушки с украшениями есть одетые модели в красивую одежду, которую она бы не нашла просто так, а у девушки с одеждой есть дополнительно украшения и получаются шикарные образы. Обе составили замечательные портфолио, обе благодаря этому хорошо продают, сэкономили на фотосессии, плюс к тому покупательница купила у одной одежду, а у другой украшения, ведь на картинке это так красиво смотрится вместе. Это не коллаборация, но уже большой шаг на пути к ней, который выгоден для всех и со всех сторон. 

Перспективы развития

— Сколько на данный момент вы провели акселераторов? Каковы перспективы развития и тиражирования проекта?

ЕКАТЕРИНА. Всего мы провели три акселератора, два из них в Бурятии. Когда первый закончился, бурятские чиновники, которые заказывали нам акселератор, поехали на какую-то всероссийскую ярмарку, показали работы наших выпускников, посмотрели других, вернулись и заказали нам второй акселератор, что для нас самое большое подтверждение успешности. То есть, результаты были видны людям, не имеющих отношения ни к ремеслу, ни к наследию, ни к искусству. 

blank

Провели акселератор в Тюменской области, запускаем в Рязанской области, прорабатываем партнёрские отношения с разными связанными с ремесленничеством организациями в других регионах. Очень важно иметь партнера, потому что какими бы мы ни были специалистами, мы не знаем регион и его особенности. 

Мы идем к тому, чтобы запустить школу наставничества, потому что методика то у нас есть, она отработана и так далее, и ее нужно передать, этой методике нужно обучить. Очень много элементов, которые нужно сделать перед тем, как запустить это масштабирование, чтобы не только наша команда могла это делать. Мы постоянно над этим работаем и в какой-то момент мы все равно к этому придем, просто к этому нужно правильно подойти, не дилетантски.

Команда

— Из кого состоит команда проекта «Путь ремесленника»?  

ЕКАТЕРИНА. У меня сейчас так работает на всех проектах, в том числе не относящихся к наследию, есть ядерная команда из трех человек, я и еще двое. Мы делаем все, а в остальные проекты мы набираем людей в зависимости от компетенции специальности. Например, нам нужны крутые дизайнеры в «Путь ремесленника» и там у нас работают крутые дизайнеры,  бизнес-наставники, несколько психологов и тренеров личностного роста, и они составляют нашу команду. То есть, постоянная команда из нашего ядра плюс профессионалы с теми те компетенциями, которые нужны для конкретного проекта.

— Как у вас складывались отношения с местными акторами, нашли вы какой-то свой путь, сценарий для этого?

ЕКАТЕРИНА. С местными жителями работают те местные активисты, которые к нам обратились, и это очень важный момент. Вообще какая самая большая проблема социальных проектов? В том, что проекты заходят на территорию, что-то делают, ситуация меняется, а когда они уходят, ситуация возвращается к тому, что было. Мы эту проблему решили просто: мы не заходим на территорию, а естественным путём «подбрасываем» инструменты и ресурсы местным жителям, которые занимаются вовлечением других местных жителей, но сами мы ни в коем случае этого не делаем, потому что это только навредит. 

Были такие примеры, что кто-то из наших ремесленников, благодаря работе с бизнес-наставником, смогли наладить свой бизнес и делегировать его, а сами ушли в формирование пространств для ремесленников всего города. Так у нас произошло в Улан-Удэ. То есть освободив свои руки от непосредственно своей мастерской, девушка ушла из неё и начала создавать город мастеров внутри Улан-Удэ, огромный проект с подключением администрации. 

У людей зачастую нет понимания того, как ремесленническая продукция может входить в гостиницы, рестораны и так далее. Обычно «вот мы здесь стеллаж поставим, в котором будет выставляться продукция” и на этом все. Мы идем немножко по-другому и говорим людям о том, что они могут в интерьер вписаться, например, чтобы ваши горшки висели в качестве светильников. В итоге у ремесленников рождаются совсем другие идеи, которые уже совсем другого уровня, что-то, что играет уже важную роль, начинает актуализироваться на моменте встраивания в интерьер, и не только в интерьер.

blank

Наши ремесленники после обучения создавали проекты малой архитектурной формы, уровня скульптуры или инсталляции для города. Они переходят на другие масштабы — от каких-то совсем маленьких игрушек, которые на полочку ставишь, до масштабов города. Это тоже влияет, даже если инсталляция не была поставлена, но при этом у ремесленника поменялось мышление, потому что он у будет теперь по-другому себя вести, в других конкурсах участвовать, обращать внимание на что-то другое.

Поэтому я могу сказать, что наш проект очень сильно влияет на ситуацию в тех регионах, с которыми мы работаем. Если даже не сегодня произойдут перемены, то все равно процесс запущен и вспять его уже не повернуть.