“Усадьба Плешанова”(г.Ростов Великий, Ярославская область). Автор проекта: Иван Синюшкин

Усадьба Плешанова”(г.Ростов Великий, Ярославская область). Автор проекта: Иван Синюшкин

В центре Ростова Великого в реконструированном двухэтажном здании XIX века уже 20 лет работает гостиница-музей «Усадьба Плешанова». За это время из просто гостиницы «Усадьба Плешанова» превратилась в мини-туристическую экосистему, а на макро-уровне подняла интерес ко всему Ростову на новый уровень. О том, как так получилось, рассказывает владелец «Усадьба Плешанова», отельер Иван Синюшкин.

Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании

Трудно быть первым

— «Усадьба Плешанова» — проект, объединивший гостиницу, ресторан и полноценное туристическое агентство в Ростове Великом. Расскажите, как у вас возникла эта идея?

Иван Синюшкин: Мой первоначальный замысел — восстановить памятник архитектуры, усадебный комплекс купеческой семьи Плешановых. 

Впервые я оказался в Ростове в 2000 году — приезжал сюда отдохнуть, погулять. Мне тогда очень понравились город и люди. Но расстроило, что исторические постройки находятся в жутком состоянии. Особенно меня заинтересовал один дом — полуразрушенный, заколоченный досками… Здание «зацепило», мне захотелось восстановить его из руин. Я стал узнавать историю дома — оказалось, что это памятник архитектуры начала XIX века, принадлежавший семье купца Плешанова.

Вот так и началась эпопея длиною в 20 лет. Сначала мы занялись одним зданием бывшей усадьбы, затем — вторым, третьим; в итоге у нас получился комплекс из пяти зданий. Мы понимали, что эту большую территорию нужно как-то осваивать: тогда мы переехали жить из Москвы в Ростов.

Думаю, источник нашей проектной идеи — это сам Ростов Великий, его история, колорит. И личное желание восстановить конкретную усадьбу, хотя у меня не было для этого подходящего опыта и специального образования. Я экономист и юрист, мне пришлось разбираться во многих новых для меня областях знаний. Поначалу просто хотелось сделать что-то красивое, атмосферное и необычное, но бизнес-мотивация тоже играла важную роль — я хотел не просто восстановить, но и приспособить здания под нужды туризма. В тот момент — а мы говорим о начале нулевых —  туристический поток в городе был очень большим, а гостиниц и ресторанов не хватало. 

Концепция

— Есть ли у вашего проекта идеальная «конструкция», концепция?

Иван Синюшкин: Сформированной концепции нет — все рождается в процессе, в потоке. Но в целом основа нашего проекта — опора на историзм. 

— Какие культурно-символические ресурсы вы использовали в вашем проекте?

Иван Синюшкин: Прежде всего, это история рода Плешановых. В сотрудничестве с музеем-заповедником «Ростовский Кремль» мы исследовали их семейную историю, а потом уже использовали эти сведения как ресурс. Например, мы заказали художникам копии портретов Плешановых, собрали артефакты, характерные для эпохи, городской жизни того времени. 

Один из ключевых этапов проекта — создание усадебной краеведческой библиотеки.  У нас было желание делиться с туристами историей, которую мы исследуем, и книгами — мы реализовали этот «позыв» с помощью библиотеки. Это не только часть интерьера, но дополнительная активность — гости нашей усадьбы могут свободно пользоваться книгами, фотографировать, читать, погружаться в атмосферу пространства. Останавливаясь в нашем отеле, люди получают возможность узнать что-то новое, и мы в данном случае выступаем как просветительский проект. Наша библиотека оцифрована, выложена на сайте.

blank

 — Расскажите, какой у Вас был изначальный план реализации проекта. 

Иван Синюшкин: Сначала необходимо было приобрести здание в собственность и вывести его из муниципальной собственности. Нам очень повезло, что городские власти согласились его продать. Мы приобрели здание на аукционе за символические деньги. При этом в нем были прописаны две семьи: необходимо было их расселить, соблюсти для этого все юридические требования. Затем мы начали работать с различными специалистами контролирующих органов, архитекторами и др. Мы заказали архитекторам проект, потом заключили охранные обязательства, занялись ремонтом. Открылась усадьба Плешанова для посетителей через полтора года. 

А сразу после этого купили второе, третье, а затем и четвертое здания. Потом занялись дворовой территорией (0,5 га) — она была очень замусорена. Мы стали уговаривать администрацию также передать ее нам в собственность. Во дворе когда-то был свечной завод, который можно было бы реконструировать. Но на этом этапе договориться с администрацией города нам не удалось. Мы пытаемся согласовать приобретение территории уже 10 лет: нам эта земля очень нужна, поскольку мы собираем территорию вокруг зданий усадьбы для полноценной реализации всех наших идей.

Проект

 — Как реализовывался проект в действительности (как корректировался изначальный план)?

Иван Синюшкин: Изначально кроме желания, интереса, энергии ничего не было. Не было ни опыта, ни понимания, к кому обратиться за консультацией. Бизнес-плана у нас тоже не было. Деньги были, но только на начальные инвестиции. В реальности все получилось значительно дороже, чем мы предполагали. Мы искали средства, брали кредит, чтобы не останавливать стройку и ремонт. Нам пришлось отказаться от некоторых идей в отделке — мы все удешевляли там, где это было возможно. 

Первое время проект был убыточным и совсем не рентабельным, но уже через год о нем все знали —  даже возникли очереди в гостиницу. И постепенно проект вышел на самоокупаемость. 

Главное — нам удалось сохранить основную идею, не отойти от изначальной концепции проекта. Именно это я считаю нашей главной заслугой на стадии реализации. 

Оглядываясь назад, я могу сказать, что это был авантюризм, риск. Зато сейчас, спустя 20 лет, в Ростове появилось много других гостиниц, у нас теперь большая конкуренция. Приятно понимать, что «Усадьба Плешанова» когда-то стала первым подобным туристическо-культурным проектом в городе. Успеху нашего проекта, конечно, способствовало полное отсутствие туристической инфраструктуры — кроме Ростовского Кремля здесь не было других мест притяжений туристов. 

— Из каких элементов состоит проект на сегодняшний день?

Иван Синюшкин: Сейчас проект представляет собой экосистему объектов, объединенных фамилией Плешановых. Это гостиница, ресторан, турагентство «Плешанов тур» и музей Алеши Поповича. 

Турагентство — это полноценный туроператор, предлагающий гостям целый комплекс услуг: тематические программы с артистами в костюмах, специализированные экскурсии, туристические продукты. 

Музей Алеши Поповича специализируется на интерактивных программах. Там — ристалища, кольчуги, оружие, поединки, кидание топоров и прочее.

Эти объекты позволяют туристам разных возрастных категорий познакомиться с историей города Ростова и семьи Плешановых, прочувствовать атмосферу города. Мы хотим удовлетворять потребность в качественном досуге и получении интеллектуальных впечатлений.

 — Вы отметили рост конкуренции среди туристических проектов Ростова. Как вы планируете развивать свой бизнес в этих условиях?

Иван Синюшкин: Нужно еще дальше «уходить» в атмосферность, аутентичность. Нам нужно ярче выделять то, чем усадьба выгодно отличается от остального. Наш проект — это настоящее купеческое жилище, и в этом наша уникальность, «изюминка».

Поэтому, во-первых, мы хотим вскоре «переформатировать» внешнюю сторону проекта. Разработать красивую оригинальную одежду для персонала, чтобы сотрудники выглядели максимально исторически. 

Во-вторых, мы хотим запустить историческое производство. В XIX веке в одном из зданий нашего комплекса находилось пряничное заведение. Им владели купцы Смысловы — арендовали у Плешановых помещение. Реконструкция этого пространства даст туристам возможность познакомиться с местным пряничным делом и самим историческим заведением. Вообще два века назад Ростов славился юбилейными и свадебными обрядовыми пряниками, мы хотим их вернуть. В соседнем здании от Усадьбы как раз располагается ЗАГС, так что мы можем быть друг другу интересны.

Еще хотим заниматься пастилой, знаменитыми ростовскими вареньями. Идей много, и все они возникают «из места».

— Как ваш проект взаимодействует с местными акторами?

Иван Синюшкин: Во многом, именно мы, «Плешанов тур», обеспечиваем основной туристический поток в городе. Судите сами: последние 5 лет на Масленицу в Ростов приезжают по 25 автобусов. А это доходы для ресторанов, гостиниц (наши заведения не могут полностью удовлетворить потребности туристов в размещении).  Если посмотреть с этой стороны, в агентстве работает 40 человек. Экскурсоводы, актеры, художники, продавцы сувениров, менеджеры — всё это местные жители, и все они обеспечиваются работой. Также мы сотрудничаем, как я упоминал, с Ростовским музеем-заповедником.

Ресурсы

— А теперь давайте поговорим о финансовых и информационных ресурсах вашего проекта.

Иван Синюшкин: Магнитом для привлечения других ресурсов на проект послужила история места и рода Плешановых, сама усадьба. Это был наш культурно-символический ресурс, из которого, собственно, и вырос сам проект.

Если говорить о финансовых ресурсах, были и собственные средства. Продали ликвидные акции, брали кредиты, помогала Администрация области через программу поддержки малого бизнеса. Например, так нашлись средства на расширение ресторана. Так, Агентство поддержки малого предпринимательства в лизинг дало оборудование для ресторана, оплатило 50% стоимости оборудования.

Безусловно, использовали информационные ресурсы — в первые годы проекта активно участвовали в туристических форумах, выставках, ярмарках как регионального, так всероссийского уровня. Всегда присутствовали на всех подобных мероприятиях в Москве, в Ярославле и др. городах. 

Через 6 месяцев после запуска проекта о нас сняла репортаж команда НТВ, которая делала программу «Намедни» с Леонидом Парфеновым. Ролик получился очень интересным и хорошо сделанным. Его выход дал мощный эффект в плане повышения туристического рейтинга Ростова. 

Кроме этого, очень качественный сюжет о проекте (гостинице и ресторане) сделала Елена Летучая для своей программы «Ревизорро» (https://revizorro.friday.ru/reviews/pleshanova/videos/pleshanova). Это был совершенно независимый взгляд, и мы получили не только наивысшие баллы (5 из 5 возможных), но и большое количество просмотров этой программы. То есть, без нашего специального участия мы получили прекрасную рекламу проекта, что опять же увеличило туристический поток. 

Также использовали природные и рекреационные ресурсы территории — в 5 минутах ходьбы от Усадьбы находится озеро Неро. Мы купили маленькую паромную переправу на 40 чел. С 2000 года гости отеля и города стали активно использовать озеро для отдыха, прогулок. Сейчас создаем мини судоходную компанию, увеличиваем паром до 80 человек.

Ну и, конечно же, реставрировали здания, искали и покупали мебель на аукционах, блошиных рынках, делали по эскизам.

blank

— Расскажите, пожалуйста, об эффектах проекта, которые Вы уже наблюдаете. 

Иван Синюшкин: Если говорить о внутренних эффектах, то люди заразились идеей, работают в компании по 10-15 лет, нет текучки кадров. Наша компания считается одним из лучших работодателей в городе.

У меня, как лидера проекта, появилось имя, репутация в городе, известность, доверие к моим проектам. Наши проектные идеи продолжают развиваться. Сейчас в планах есть пара домов для реставрации, необходимо их приспособить для реализации наших идей. Если посмотреть на внешние эффекты, восстановленные торговые ряды стали приносить прибыль. Благодаря нам, не ослабевает турпоток; в городе появилась конкуренция. Это про экономику. 

Есть и социальные эффекты — мы восстановили несколько памятников, благоустроили территорию в центре города, возродили водный туризм, разработали новые интерактивные маршруты.В целом, в городе выстроилась система честной конкуренции в индустрии гостеприимства.

— Есть ли говорящие цифры и факты проекта? 

Иван Синюшкин: Конечно. Мы все это отслеживаем и используем в своей работе. Произошло развитие и увеличение турпотока, увеличился транзитный трафик — до нескольких тысяч человек за год, количество размещений в год выросло до 5422.  Всего за 17 лет — более 150 000 чел. 

Сейчас в арсенале «Плешанов-Тур» более 100 программ, из которых активно используются около 25. Инвестиции на начальной стадии (до запуска проекта) 2001-2003 гг. составили 8 млн.руб. Всего по настоящее время вложено порядка 40 млн.руб.

— Какие у Вас следующие замыслы проекта? 

Иван Синюшкин: Развитие пряничного дела, освоение дворовой территории. 

— А какие постпроектные замыслы у других «игроков»? 

Иван Синюшкин: Коллеги хотят развивать ресторанные и гостиничные проекты. И это хорошо и правильно. Поскольку, когда идет заселение, не всегда хватает мест, особенно в длинные выходные и праздничные дни, в период массовых отпусков и сейчас, когда высок интерес к локальному туризму, приходится «перебрасывать» гостей друг другу. 

Уверен, в планах у всех повышать и улучшать уровень сервиса. Поскольку уровень, заданный «Усадьбой Плешанова» высок и многие хотят быть не хуже.