Креативный кластер «From cotton to culture»

Креативный кластер «From cotton to culture» Ирина Вершинина, московское бюро Фонда Фридриха Наумана

Арт-центр «Шпинерай» занимает гигантский комплекс зданий бывшей хлопкопрядильной фабрики в Лейпциге. В полумиллионном Лейпциге с нулевой экономической активностью «Шпинерай» действительно выглядит государством в государстве. К галереям и студиям художников, привлеченным практически бесплатной арендой гигантских лофтов, словно специально созданных для современного искусства, присоединились клубы, магазины для художников и маргинальные образования вроде зарисованного граффити байкерского клуба или мастерской для изготовления книг по рецептам самого Гуттенберга.

Ирина Вершинина, московское бюро Фонда Фридриха Наумана

Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании

Идея

Несколько лет назад мы с фондом Михаила Прохорова организовывали экскурсии в Германию для российских журналистов, которые пишут о культуре. В том числе у нас была очень интересная поездка в Лейпциг, и мы имели возможность посетить Baumwollspinnerei Spinnerei — это бывшая прядильная фабрика, которая превратилась в креативный кластер From cotton to culture (От хлопка к культуре). У нас также была уникальная возможность познакомиться с одним из четырех владельцев этой фабрики — Бертрама Шульце. Первые художники пришли на эту фабрику в 1994 году. Напомню, что это город Лейпциг и это бывшая территория ГДР. После объединения Германии все государственные предприятия были приватизированы, переданы в управление бизнесменам, а прядильной фабрикой руководила одна из работниц, которая благосклонно отнеслась к креативным молодым художникам, которые пришли и предложили на территории прядильной фабрики организовать несколько мастерских для художников. И таким образом, вместе с прядильными производством на фабрике заработало несколько художественных мастерских.

blank

К 2000 году прядильные станки остановили, полностью за ненадобностью закончилось прядильное производство. И действующие там три художника оказались единственными людьми, готовыми купить такую огромную территорию. Здания были в запущенном состоянии, но они пришли в банк и сказали: «Дайте нам кредит, здесь будет город-сад. Будет огромный проект». Когда они рассказывали про свой проект, то использовали такие ключевые слова, как «старинная прядильная фабрика», «художники», «Восточная Германия». Художники горели идеей сохранения наследия на этой бывшей фабрике. Однако банкиры не увидели для себя никакой экономической целесообразности. Надо понимать, что рынка недвижимости на территории ГДР в то время еще не сложилось, и как оценивать промышленный объект, банки не понимали и в итоге художники выкупили это предприятие. Они получили территорию в 10 га, на которой было 20-ти огромных цехов, многоквартирные дома, детский сад, большое приусадебное хозяйство. Фабрика строилась в конце 19 – начале 20 вв. и окончательно была запущена в 1907 году. Рабочих на неё нанимали из деревень. Владелец фабрики, как очень социально-ориентированный хозяин, хотел, чтобы у рабочих были созданы максимально комфортные условия для проживания. Он разрешил разбивать приусадебные хозяйства. 

Развитие

Перед художниками встал вопрос, как все это осваивать. И они шаг за шагом, руководствуясь концепцией развития города Нью-Йорка «do something» начали осваивать территорию. Качество строительства 1907 года сработало на руку нынешнем владельцам, потому что оно было отменным и позволило сильно сэкономить при реконструкции и предоставить хорошие арендные ставки. Они поняли, что нужно искать арендаторов. В 2002 году к ним пришел первый арендатор – театральный перфоманс английского аукциониста, затем пришел известный немецкий художник Нео Раух, который создал Новую Лейпцигскую школу на территории фабрики, и сейчас эта школа принимает международных студентов. Также в 2002-м пришел Фонд Федеркиля, являющийся популяризатором современного искусства. Они пригласили художников-владельцев в Нью-Йорк, организовали для них поездку, с посещением центров современного искусства и бывшего Арсенала, территорий бывших промышленных объектов. Художники вернулись воодушевленные, и поняли, что нужно приглашать и каким-то образом завоевывать арт-галереи, которые, имея богатый опыт, могли бы привести своих посетителей. Первая галерея, которая пришла, была известная немецкая галерея EIGEN ART, потом пришла AC PNG. Интерес проявляли и английские галереи. Лондонская газета Guardian написала про немецкую фабрику как про «самую горячую точку на земле». Это дало хорошую рекламу, пришел еще один английский художник, ему дали цех предложили вместе отреставрировать. Так потихоньку, шаг за шагом, наши друзья-художники «завоёвывали» и осваивали пространство купленной ими фабрики. Для потянувшихся на фабрику художников создали отличные условия – они могут арендовать или иметь свои студии, могут жить на фабрике, где есть квартиры, которые они могут снимать, и галереи, где они могут выставляться, магазины, в том числе книжные и в которых есть все для художников, То есть владельцы пространства Cotton to culture совмещают место для работы с местом для посещений. 

blank

Напомню, что одними из ключевых слов о проекте были «Восточная Германия». И они получили огромное пространство с наследием быта немецких рабочих. Им удалось это отреставрировать, и сейчас туда могут приехать путешественники и пожить там. 

Шпинерай

Сейчас в «Шпинерай» занято арендаторами около 50% площадей, и по словам идейного вдохновителя арт-центра Бертрама Шульце, остальные 100 тыс. кв м будут заполняться еще лет десять. Поскольку собирать в маленький провинциальный Лейпциг гостей на каждый вернисаж трудно, несколько раз в год все «фабричные» галереи устраивают одновременное открытие выставок, на которое съезжаются многочисленные арт-тусовщики из Берлина, Франкфурта, Амстердама, Нью-Йорка и Москвы. В эти дни тысячи людей ходят по центральной улице бывшей промзоны, на которой сохранились рельсы от узкоколейки, перевозившей гигантские рулоны ткани.

Еще интересная история работы с культурным наследием на фабрике. Среди полученных объектов на фабрике был кинозал. На его реставрацию денег не было, кинопрокатчика приглашать не хотели. И они решили, что будут продавать стулья в своем кинозале. На стульях купивших их людей есть таблички с именами купивших. До сих пор стулья можно купить. Стоят они по 250 евро за стульчик. И в кинозале есть ремарка, что если мы будем менять стулья, то тот стул, который вы купили, мы вам его отдадим, так что деньги не пропадут. 

Другая интересная история. На фотографиях фабрики видна дымовая труба. Они долго думали, спорили, что же с ней делать. Проще всего ее было сломать. Она была не в очень хорошем состоянии. Сломать стоило в 4-5 раз дешевле, чем сохранить, законсервировать или реставрировать. Однако после долгих обсуждений и в соответствии с концепцией о сохранении культурного наследия было решено трубу сохранить, к тому же на это были выделены деньги от государственного фонда по сохранению культурного наследия. 

Важный момент, который отмечают владельцы фабрики – не только они как хозяева этой фабрики, но и все арендаторы, пришедшие сюда, вкладывались для сохранения наследия этого пространства. Они вдохнули жизнь в эти «кирпичи», даже не осознавая тогда, при покупке, в какое потрясающее место превратится эта территория. Фабрика обновила Лейпциг, на мой взгляд, сделала его более привлекательным и собрала вокруг себя огромное количество людей. Лейпциг, в прошлом фабричный город, превратился сегодня в город искусств.