«Заповедные кварталы» (г. Нижний Новгород)

Нижний Новгород в прошлом году стал настоящей столицей стрит-арта в России благодаря проекту «Заповедные кварталы». Но стрит-арт, хоть и ценен сам по себе, здесь стал толчком к восстановлению квартала деревянных домов, поводом поговорить о ценности такой среды в Нижнем и других исторических городах.
Проект начался с двух кварталов. Первый — квартал церкви Трех Святителей – и стал объектом реставрации, поводом для гордости жителей за свою историю и объектом туристического интереса. Проект показал себя успешным. Сегодня в разработке квартал 1833 года, расположенный примерно в полукилометре. Сохранился он хуже. Поэтому наше интервью посвящено больше итогам работы в первом квартале.
Как стрит-арт может оживить город и понять волну интереса к его погибающей истории, рассказывает автор «Заповедных кварталов» Нина Ершова.
Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании
Проект
— Как вы начали заниматься этим проектом, чем занимались до этого, что подвигло на проект, как стала складываться ситуация?
Нина Ершова: Я закончила строительный институт в 1986 году. И меня очень интересовала деревянная архитектура. Тогда существовало «Общество добровольных помощников реставраторов», и они начали разгребать от мусора как раз ту церковь трех святителей. Я в этом принимала участие как студентка последних курсов, которой была близка деревянная архитектура. И уже тогда казалось, что исторический центр должен сохраняться, быть масштабируемым, небольшим. Мы рисовали развертки этих улиц и весьма туманно рассуждали об их дальнейшей судьбе. Потом прошел большой промежуток времени, и меня опять привело к этому проекту. В последнее время я занималась рекламой и продюсерской деятельностью, организацией фестивалей, меня интересовали проблемы малых территорий, я способствовала участию в программе «Малые города и исторические поселения» Нижегородской области.
В 2018 году в статусе члена общественной палаты Нижнего Новгорода, я влилась в проект по сохранению пакгаузов. Там мы и познакомились с экспертами, в том числе с Дмитрием Ойнасом и Святом Муруновым. Тогда удачно сложился ряд факторов – сообщество узнало друг друга, пришел мэр — Елизавета Солонченко, с которой я была хорошо знакома. Именно она отменила документы на снос домов, которые уже были признаны аварийными и были расселены. Под руководством Свята Мурунова была создана Общественная палата, половина которой были городские активисты, а половина – депутаты, которые использовали Палату для своей политической карьеры. Нам пришлось научиться договариваться. Через полгода мы притерлись друг к другу, и получилась команда, которая может сделать очень много. Шли круглые столы по сохранению деревянного наследия, градозащитники обсуждали, что делать с домами в районе церкви Трех Святителей. Застройщики говорили, что это непривлекательно и там нет никакой экономики. Но потом один из самых активных застройщиков – он впоследствии стал депутатом, предложил мне провести Том Сойер Фест в Нижнем Новгороде. В сообществе градозащитников нашли тех, кто готов был в этом участвовать, сели за стол переговоров. При этом нужно учитывать, что градозащита и застройщики злейшие враги, и друг другу не доверяют. От градозащитников была Анна Давыдова, мы с ней договорились попробовать, выбрали дом. Нашим первым инвестором стал Михаил Иванов. Он первый заключил трёхсторонний договор на реставрацию дома в обмен на участок. Мы выбрали дом самой большой сохранности, с хорошей историей, чтобы через проект показать его ресурс. Он был отреставрирован в течение месяца.

За это время мы поняли, что у людей есть большой запрос на полезную деятельность, у которой нет прямых выгодоприобретателей, например для города. Я пошла по своим знакомым, застройщикам, рассказывала о проекте, спрашивала – может, есть что-то лишнее: оборудование, краски — дайте нам. В итоге мне отвечали – лишнего ничего нет, давай деньгами дадим. И мы собрали с такого вот социально-ориентированного бизнеса около 600 тыс. рублей. С учётом того, что у нас на тот момент не было ни имени, ничего, это было приятно. Мы поняли, что каждый готов по-своему помочь, если понимает, во что вкладывается. И пришло много волонтеров, пришли представители власти. Без костюмов в рабочей одежде, тоже кисточкой помахать. И оказалось, что с горожанами легко разговаривать – в каком городе ты хочешь жить и что можешь для этого сделать. И когда нам не хватало денег крыльцо восстановить, мэр дал свои деньги – около 35000 рублей.
Наш проект стали использовать, в том числе, в политических интересах. В 2019 году, во время экономического форума в Петербурге – основным событием на стенде Нижегородской области стала покраска наличника. Мы ремонтировали очередной дом, они сняли наличник, этот наличник установили в центре своего стенда. И в результате кто только его не красил – и министры, и губернаторы. Собирали деньги на восстановление того дома, и таким образом тоже поднимали интерес к проекту.
Со следующим, после Елизаветы Солонченко мэром Владимиром Пановым нам тоже повезло. У него есть нижегородский проект «Еда и культура» — концептуальные рестораны в исторических объектах на основе локального наследия. Сегодня он уже не мэр, но во время своей работы он нам здорово помогал. С его легкой руки было создано под нас АНО, первым директором которого стала Анна Давыдова.
Команда
— А инициативное ядро у вас сколько человек включает?
Н: У нас есть инициативная группа Том Сойер Феста, но там очень быстро выгораешь, так как тратишь все свое личное время на очень тяжелую работу: нужно найти материалы для работы, организовать людей, при этом ты отвечаешь и за безопасность, и за все на свете. А мы нижегородцы – перфекционисты. Сначала ставим себе нерешаемые задачи, а потом ползем, так как сил идти нет. Поэтому ядро Том Сойер Феста – человек 15. И из него выделилось «малое ядро», которое стало вести переговоры, выстраивать стратегию. Что мы можем сделать, с кем объединиться, что могут сделать городские активисты, что власть — стали думать о коллаборации. У нас есть те, кто не хочет объединяться. Но если объединение помогает двигаться вперед в проекте, считаю, нужно это делать. Поэтому выделилась команда из трех человек, которая занималась политикой. Переговоры по созданию АНО шли очень долго, мы отчаялись и решили, что будем рассчитывать только на себя. Многие вещи делали сами, научились краудфандингу, то есть и без государства нормально справляемся в каком-то объеме. Но для того, чтобы перезапустить целый район, как нам того хотелось, нужен был какой-то государственный ресурс. И нам пришлось изучать финансирование, начать работать со всеми министерствами, понимать какая у нас проблематика, какая «сверху» проблематика, как эти проблемы можно решить, в общем русле. И в итоге сначала была градозащитная инициатива – которая сохранила дома. Потом была инициатива Том Сойер Феста, с которой мы взялись эти дома ремонтировать. К 800-летию города Том Сойер Фест сделал домов больше чем город.
— Сколько домов уже сделано?
Н: За четыре летних сезона, с лета 2018 года – десять. В первый год мы сделали один дом, во второй год мы сделали три дома, в третий год сделали тоже три дома, и в этом году тоже три. Первый дом был 2-х этажный, потом брали небольшие дома. Научились их поднимать: поднимаем бревна, подводим фундамент, другие сложные вещи делаем. Потом нам стало жалко Усадьбу В. М. Лемке. И мы взялись за реставрацию дома – памятника культурного наследия. Делали его два года. В результате сделали главный усадебный дом. Это не реставрация в прямом смысле этого слова, а скорее ремонтные работы. Мы ремонтируем фасад, восстанавливаем крыльцо, меняем обшивки, прогнившие вещи убираем, чистим, восстанавливаем деревянный декор, кладку восстанавливаем, делаем бетонные отмостки, цоколь. В этом году сделали сад, тоже через Том Сойер Фест.
В 2019 году мы пригласили Дмитрия Ойнаса, чтобы выбрать правильную модель использования здания. Решили посмотреть на опыт Коломны. Собрали денег краудфандингом на проектный семинар. По итогам семинара Дмитрий первым делом предложил институализироваться. Мы защитили свою концепцию, и в результате было принято решение о создании АНО совместно с Заповедными кварталами. И сами же стали операторами проекта.
Заповедный квартал
— Кто собственники тех домов, которые вошли в Заповедный квартал?
Н: Позиция Том Сойер Фест как движения – помогать собственникам, у которых нет средств, восстанавливать дома. У первого нашего дома собственником был муниципалитет. Он стал общественным культурным центром, мы в нем выставляем свои находки, мы там собираемся, он стал объектом показа внутри и снаружи. Оставшиеся дома были многоквартирники — частные дома с собственниками. Расселенные дома были переданы из муниципальной собственности в областную, менялся их статус, и в итоге в октябре 2021 года они были переданы имущественным взносом в АНО Осирис, и мы стали операторами по этим домам.
— Что будете там делать?
Н: На территории квартала у нас сейчас около 20 расселенных домов. Примерно половину мы отдаем под бизнес-концепцию развития квартала с историческим смыслом – если гостиница, то историческая, если кафе, то с какой-то историей, связанной с этим кварталом. Нам хочется сделать проект очень цельный и резидентов подбирать самим. Сейчас мы в начале пути. На семинаре с Дмитрием Ойнасом мы упаковали семь программ, назвали их Фестивальные программы возрождения Заповедных кварталов, тестировали спрос на все формы.
Также у нас есть коллаборация с уличными художниками. У нас появились работы Покрас Лампаса, Алексея Луки, они тоже являются объектами показа. Была коллаборация с урбанистами, с архитекторами, с ландшафтниками – это тоже один из «ручейков». Было понимание, что 40 домов мы к 800 летию не приведем в порядок, и решили привести в порядок среду. Архитекторы предложили в 2019 году сделать ландшафтный фестиваль и благоустройство в исторических садах.
Это квартал традиционной усадебной застройки городских деревянных доходных домов, и там сохранилось несколько усадебных территорий, например, в усадьбе три дома, они огорожены противопожарными кирпичными стенами, все очень атмосферно. Одна из наших тем была реконструкция усадебной жизни, поэтому хотелось создать среду для этой усадебной жизни, и это усадебные сады. Этот фестиваль, который отлично прошел, привлек много горожан, гуляющих по этим садам и быстро оживил территорию. У нас была идея, если мы оживим территорию, то даже неотреставрированные дома, но украшенные творчеством художников, станут объектами показа. Так собственно произошло, поэтому благоустроенная территория подчеркивала красоту домов, которые скоро обретут будущее.

— А какую историческую среду вы показывали?
Н: В этом районе 24 объекта культурного наследия. Этот квартал был городской окраиной, а сейчас он находится прямо в самом центре. Первым там поселился писатель Владимир Короленко, вернувшись из ссылки. К нему тянулись другие писатели, вольнодумцы, вокруг него была плотная культурная среда. Потом там появился Максим Горький. В конце 19 века он как писатель еще не состоялся, Короленко его поддерживал некоторое время — отправил его в Самару, потом он вернулся уже начинающим писателем и арендовал дом по соседству в той самой усадьбе Лемке. К Горькому стали наезжать другие гости, в том числе фотограф Дмитриев, который оставил много фотографий об их жизни. У них гостил Богданович, на этой же улице жил дед Каширина. По сути здесь уже больше 100 лет назад был котел культурной жизни, где рождались социальные проекты. У нас есть маршруты по кварталу, которые занимают не менее полутора часов. Свои маршруты есть и у художников, по тем работам, которые есть в квартале. Свои экскурсии есть у урбанистов-архитекторов, историков, у ландшафтников про усадебные сады, свои экскурсии водим мы с рассказом какие инициативы в этих домах начинались. Там проводятся спектакли, фестивали. Мы реконструировали историю, как Шаляпин распевался у Горького на балконе — это были такие неформальные концерты. Для этого пришлось реконструировать балкон, которого к этому моменту уже не было. Мы познакомились с жителями, собрали истории семей, которые там живут, многие с 1917 года, они передают истории, включая дореволюционные — что в этих домах было, куда извозчики возили Чехова, куда ездил Горький.
— Как сложилось название проекта?
Н: Для нас это квартал, который находится в центре города и который абсолютно скрыт от глаз горожан. Даже для многих нижегородцев кварталы стал открытием. И они для нас заповедные. С одной стороны, мы как-бы проложили туда дорожку, с другой стороны там много историй, которые нам заповедованы, для нас это несет много смыслов.
— Как складываются у вас отношения с собственниками, ведь все по-разному относились к вашей активной деятельности?
Н: Есть расселенные аварийные дома, там собственник муниципалитет. Есть жилые многоквартирные дома, с ними мы в 2021 году много работали, там непросто. И есть дома, которые мы ремонтировали по программе Том Сойер Фест. Это, как правило, многоквартирные дома в которых 2-3 квартиры, или один собственник. С ними мы были в нормальных отношениях. Мы их сначала посещали, рассказывали о своих планах, предлагали стать объектом фестиваля. Кто-то сразу соглашался, кто-то через год-два, и таким образом мы все маленькие домики сделали. В главном усадебном доме Лемке было 8 квартир, и с ними тоже нормально сложилось. Когда мы стали делать фестивальные сады, мы сказали – вот мы сейчас отреставрируем усадьбу Лемке, а там большая территория, которая, по сути, является усадебным садом, давайте на ее благоустройство денег попросим. И денег нам дали. Но мы думали, что это неразграниченная территория, и сделали проект городского сада. А когда проект сделали и деньги получили на него, выяснилось, что это земля многоквартирного дома и она отмежевана. И нам пришлось идти с ними согласовывать. А они оказались против — не понимали, почему вдруг стали выделяться деньги, будут ли они за это платить, не хотят ли их отсюда всех выселить – множество разных домыслов. В итоге мы с ними договорились. Сказали, что поработаем летом, сделаем сад. Они посмотрят, и если не понравится, мы ничего не будем больше делать. Если понравится, то продолжим дальше. И конечно, поток людей в этот сад резко увеличился. Если раньше там ходило пара человек в день, то сейчас пошли экскурсии, стали петь с балкона, через этих жителей стали постоянно ходить артисты. История с Шаляпиным была следующая – кроме того, что Шаляпин распевался с балкона, Горький с Шаляпиным задумали построить народный театр для народного просвещения и собрали денег, добавили своих, так как финансирования не хватало. С помощью их друга архитектора Малиновского сделали проект театра, и построили этот народный дом. И сейчас это здание театра оперы и балета. И мы сделали проект Шаляпин на балконе совместно с этим театром.
— Нина, а вы не перегорели проектом, ведь уже несколько лет этим занимаетесь?
Н: Устали конечно. Нас мотивирует то, что все задуманное реализуется. В ковидный год мы с Евгением Джибазяном придумывали в стол проекты, которые потом реализовывались. Фестиваль возрождения квартала, например. Иногда кажется, что уперся в стену и все. Тогда кто-то из команды говорит – «давай немного полежим и потом снова что-то попытаемся сделать». Когда мы сделали первый дом, пришел мэр Панов, посмотрел и сказал – вот вам ключи от всех домов в квартале, будете хранителями. И мы долгое время были хранителями домов.
Цель проекта

Ю: А какая цель проекта, из чего у вас будет складываться экономика?
Н: Пока мы думаем, что она будет складываться из экономики впечатлений. Мы свои объекты поделили на объекты показа, объекты аттракторы, которые создают трафик, поток. Это объекты со сложными функциями пространства, которые становятся объектами притяжения. И отдельно инфраструктурные объекты, которые мы хотели бы стилизовать в определенных тематиках. Мы эти тематики нащупали, и сейчас будем прорабатывать. Пока рано обо всех говорить, но вот есть, например, как ни странно, мода. Она связана с нашими гениями места. К примеру, Горький самовыражался очень ярко. И вот эту потребность в самовыражении, в том числе и во внешности, мы хотим посадить на какие-то текущие потребности, которые мы слышим у молодежи. Это одна тема. Вторая тема – это нижегородские изобретатели, гении-самоучки. Еще есть тема публицистики, каких-то социальных культурных центров, есть тема усадебной жизни, и мы ее переупаковываем сейчас в проекты как образ.
— Как вы оцениваете востребованность объекта? Какая есть сейчас и какая в целом?
Н: Пока традиционный инвестор с большой опаской относится к деревянным объектам. Особенно к объекту культурного наследия. С ними вообще никто не любит работать. Одна из наших задач – это сопровождать работу с объектом культурного наследия на всех этапах. Но пока все непросто. Делать реставрацию объекта сложно, мало кто умеет это делать, из нового бревна мы не хотим. Поэтому сейчас ищем подходы, считаем затраты. И вот первый объект, который мы делаем с перебором, мы посмотрим, во что это нам станет по затратам. Это тот объект, который мы делаем с Михаилом Ивановым. У нас есть еще пара объектов, которые реставрируются для РПЦ. Один из них — это дом причта. Другой объект рядом с храмом делается тоже под нужды РПЦ как православная гостиница. Пара объектов были отреставрированы на грант от Минкульта к 800 летию, но там пока нет резидентов и мы начали поиски арендаторов.
О проекте: https://vk.com/z_kvartaly Статья: https://www.the-village.ru/shorts/hudozhestvennaya-konservatsiya-okon-domov-v-kvartale-tserkvi-treh-svyatiteley