Последняя битва за окончательную утверждённую карту

blank

Текст: Наталья Леонтьева

Есть множество стереотипов об англичанах и их пристрастиях. Любовь к чаю, домашним питомцам и коротким ни к чему не обязывающим разговорам при встрече стали темами для анекдотов. Однако любовь британцев к долгим пешим прогулкам по сельской местности – это не стереотип, а сущая правда, национальное увлечение, всенародная традиция, определяющая образ жизни.

Какая связь между любовью к прогулкам и историческим наследием? — спросите вы. Самая непосредственная – footpaths, пешеходные тропинки, дорожки. Страна покрыта сетью пешеходных тропинок, общей протяженностью более 140 тысяч миль или ок. 225 тысяч километров, тропинок коротких и длинных, пролегающих через частные поля и редкие теперь леса, а частенько через загоны для овец или лошадей, тропинок прямых, как стрела, между деревнями и теми местами, где раньше были мельницы, или извиистых, следующих причудливому бегу какого-нибудь ручья. Все они являются историческим наследием, возраст большинства из них исчисляется тысячелетиями, а сохранение всей системы пешеходных троп — крупный национальный проект, который продолжается скоро уже сто лет. https://footpathmap.co.uk/

blank

История пешеходных дорожек

В те века, когда пешие прогулки были единственным средством передвижения для подавляющего большинства людей, добраться до ближайшего рынка означало пройти пешком между деревнями. Россиянам не так просто это представить, поскольку наши расстояния в разы, в десятки раз больше. В Великобритании же даже в далёком прошлом любой населённый пункт находился от какого-либо другого населённого пункта на расстоянии одного дня пути максимум. Или нескольких часов. Поэтому ещё во времена Шекспира сходить на церковную службу в деревенскую церковь из фермы, находящейся от деревни в 3-5 милях, и вернуться – было нормальной практикой. Есть мнение, что 9-летний Уильям Шекспир вполне мог вместе со старшими членами семьи прогуляться из Стратфорда-на-Эйвоне в Кенельворт (ок. 13 миль/21 км в однк сторону),  чтобы посмотреть на роскошный выезд королевы Елизаветы I и её двора из Кенельвортского замка. Расстояния большие, но преодолимые, отсюда вековая привычка их преодолевать. Да и погода такая, что ни от изнуряющей жары, ни от мертвящего холода в дороге не погибнешь, угрозой путникам могли быть только хищники м разбойники, но со временем и они перевелись. Вот и гуляют так британцы по делу или удовольствия ради на протяжении многих сотен лет.

blank

Пешеходные дорожки в Великобритании имеют следующее происхождение: древние пути, римские дороги и тропы, англосаксонские пешеходные дорожки.

Некоторые из древних путей были основаны еще в 5000 г. до н.э., соединяя лагеря  в эпохи неолита, бронзы или железного века. Они использовались торговцами, переходящими из племени в племя, или путешественниками для посещения мест поклонения. Иногда их называют зелеными дорожками, они обычно повторяют естественные контуры ландшафта. Примером может служить 110-мильный путь Икнилд-Уэй, который, скорее всего, представляет собой серию доисторических троп, которые проходят к югу и востоку от Кембриджа. Icknield Way — Wikipedia

Римские дороги и тропы, построенные во время римской оккупации Британии с 43 по 410 год нашей эры, использовались для быстрого перемещения людей и припасов по стране. Многие из них теперь являются современными дорогами, которые можно отличить по прямолинейности ландшафта, как в случае с улицей Эрмин. В некоторых случаях дороги превратились в пешеходные дорожки, например, Уорстед-стрит к югу от Кембриджа. Другие исчезли под сельскохозяйственными угодьями, но их можно проследить по аэрофотоснимкам.

Хотя некоторые англосаксы приехали в Британию воевать, многие семейные группы мирно поселились, чтобы обрабатывать землю. Они, как правило, игнорировали заброшенные римские постройки и основывали свои собственные деревни, иногда состоящие всего из двух или трех семей. За период с 400 по 800 год нашей эры многие из сегодняшних деревень и городов были построены таким образом, с тропинками, ведущими из одного поселения в другое.

Самый простой способ датировать пешеходную дорожку — датировать деревни, между которыми она проходит. Большинство пешеходных дорожек, ведущих из одной деревни в другую, вероятно, имеют англосаксонское происхождение. Если деревни, соединённые тропой, внесены в Книгу судного дня – рукописную запись «Великого обзора» многих Англии и части Уэльса», завершенную в 1086 году по приказу короля Вильгельма Завоевателя — можно быть уверенным, что этой тропе будет более 1000 лет.

blank

Другой ключ к разгадке может заключаться в том, является ли дорога полой. Это один из наиболее легко распознаваемых типов древних следов. Эти утопленные в земле, утоптанные тропы сформированы продолжительным использованием в течение многих столетий, в результате чего уровень пути постепенно опустился гораздо ниже окружающего уровня почвы. (см. Фото)

На возраст тропинки может указывать растительность и живая изгородь. Такие растения, как колокольчики, собачья ртуть и примула естественным образом встречаются в лесах. Если путь больше не находится рядом с лесом, это указывает на его англосаксонское происхождение, т.е он относится к тому времени, когда лес был вырублен для посадки сельскохозяйственных культур. Еще один признак — наличие старых деревьев, которые избежали вырубки именно потому что сопутствовали тропе, или гигантских пней, которые не были выкорчеваны по той же причине. 

Путь может относиться к железному веку или даже  более раннему времени, если кажется, что он почти одержимо следует по местности, особенно если он ведет к доисторическому месту, например, кургану. Покрытие дорожки может указывать на ее возраст, например, римские дороги могут быть вымощены или покрыты металлом. В общем, понятно, что общественные тропы на территории Великобритании несомненно относятся к историческому наследию. 

Битва бюрократизма с самим собой

С наступлением Промышленной революции традиционно сельскохозяйственная Британия бросилась в её объятья. Ещё бы! Ведь именно благодаря Промышленной революции страна несказанно разбогатела и стала самой крупной в истории  человечества империей. Начался отток населения в города и явное предпочтение городского образа жизни традиционному деревенскому. Отрезвление и возвращение к корням и истокам началось в первой половине 20-го века. Одним из его признаков стал интерес к сельской местности – country side, зародившийся и начавший расти в 1930-е годы. Экологи, натуралисты, путешественники и другие энтузиасты были твердо убеждены необходимости сделать как можно больше для защиты сельской местности от городского влияния. Они постарались убедить в этом и правительство. В рамках этого нового движения энтузиасты предложили больший доступ общественности к красотам сountry side. Но в то время требование о праве на публичный доступ принималось частными землевладельцами в штыки.

blank

Параллельно с большим вниманием общественности к сельской местности развивался сюжет с созданием первых национальных парков: в правительственном отчете, опубликованном в 1931 году, предлагалось создать обширные охраняемые территории выдающейся природной красоты. Однако эта идея была отложена до тех пор, пока экономическая и рекреационная роль сельской местности и природных ресурсов в принципе не была рассмотрена в нескольких правительственных отчетах, выпущенных во время Второй Мировой войны. 

Только в 1949 году Парламент признал необходимость решения вопросов доступа и сохранения выдающихся природных ресурсов в национальных парках и принятия новаторского по сути «Закона о национальных парках и доступе в сельскую местность». Согласно этому Закону в 1950-х было создано 10 первых национальных парков. Согласно этому Закону Советам графств по всей Англии и Уэльсу была дана задача обследовать свои территории и, в частности, зарегистрировать и отобразить права общественного доступа на дороги и тропы. От них требовалось и до сих пор требуется вести официальный учет общественных прав проезда/прохода, известный как “окончательная утверждённая карта”. Топографические карты, составленные местными властями при помощи общественности, оказались бесценными для защиты исторических троп от закрытия, возведения препятствий и застройки. Местные власти должны были в пределах своих границ обеспечить доступ общественности к историческим дорогам и тропам, паутиной покрывающим страну. Эту функцию они выполняют до сих пор.

Но перетягивание бюрократического каната продолжается по сей день и эта работа, похожая на битву гигантов в замедленном действии, всё ещё не завершена. Возможно, такое промедление даёт шанс многим, известным местным жителям, но официально «затерянным» тропам уцелеть и попасть на «окончательную утверждённую карту». Первый срок по окончанию этого проекта и утверждению общественных троп планировался на начало 80-х гг. Однако необходимые обследования и процедуры оказались сложны и требовали много времени: какие-то действующие тропинки известные местным жителям и активно ими используемые отсутствовали на картах, некоторые местные органы власти были более эффективны, чем другие, и т.п.  Изменения, внесенные «Законом о дикой природе и сельской местности» 1981 года на какое-то время сократили количество дорожек, ожидающих добавления на карты. Позже позиции утраченные было сторонниками сохранения как можно большего количества троп были восстановлены.

С 1982 череда правительств и государственных органов, которые их консультируют, находятся в состоянии поиска способа завершения и закрытия «окончательной утверждённой карты». В1998 и 1999 г. Комиссия сельской местности (позже Агентство сельской местности, ныне Natural England) предлагает установить сроки для внесения окончательных изменений на картах с условием, что карты должны быть «закрыты» в течение 10 лет. В этом обращении также говорится, что правительство должно предоставить дорожным властям и волонтерам достаточно ресурсов для проведения исследований, рекомендуется изучить масштаб и стоимость исследования, а также подготовить план работы, чтобы можно было (наконец-то!) установить даты для завершения работы с окончательной картой.

«Закон о сельской местности и праве проезда» 2000 года официально вводит крайнюю дату для добавления исторических путей к окончательным картам, под давлением общественности период до даты завершения работы  был увеличен с 10 до 25 лет. Это означало, что тропы, которые существовали до 1949 года и не были отмечены на окончательных картах к 31 декабря 2025 года, будут уничтожены.

В 2001 г. Агентство сельской местности запускает проект «Открывая потерянные пути» (Discovering Lost Ways, Walking Forum — Index), чтобы реализовать обещание правительства о том, что окончательные карты должны быть завершены до… 2026 года. Этот крупный проект начинается с предварительного исследования и изучения архивов четырех тестовых округов. Собрано более 200 дел, касающихся потенциальных «потерянных путей», и поданы заявки на добавление четырех маршрутов к окончательной карте. А в 2007 г. Агентство сельской местности переходит под управление Natural England  и та признаёт проект «Открывая потерянные пути» нежизнеспособным. 

Прошло всего лишь 7 лет и в 2008 г. Департамент окружающей среды, продовольствия и сельских районов (Defra) соглашается с тем, что проект «Открывая потерянные пути» должен быть закрыт, что следует пересмотреть процессы добавления исторических путей к окончательным картам. Группу трёх ключевых заинтересованных сторон – землевладельцев, пользователей права проезда и местные власти  — просят совместно разработать реформы, чтобы ускорить процесс подачи заявок и добавления путей на карты и сделать его менее конфронтационным.

После достижения консенсуса в спорной области «Закона о сельской местности и праве проезда» в 2010 году рабочая группа заинтересованных сторон (SWG) представляет министрам свой отчет «Шаг вперед». Он содержит 32 рекомендации, полностью поддерживаемые Natural England, в которых изложены способы сохранения полезных маршрутов до роковой даты окончания проекта —  2026 года, а также улучшения процесса добавления путей к окончательным картам в предшествующие этой дате годы.

Итак, 2026 год – это текущий крайний срок для добавления исторических путей к окончательным картам. Не факт, что он не будет изменён и передвинут на более позднее время.

Такова самая краткая хронология событий, которые повлияли на фиксацию исторических троп на официальнорй «окончательной утверждённой карте», от «Закона о национальных парках и доступе к сельской местности» 1949 года до того, что происходит сейчас, когда установлена крайняя дата для добавления исторических путей на карты — 2026 год.

Текущая ситуация, год 2021

Действующим законодательством является «Закон о сельской местности и праве проезда» 2000 года. Он также ввел «право на передвижение» по определенным возвышенностям и необрабатываемым территориям. Как это отражается на повседневной жизни большей части жителей Великобритании, особенно тех, кто проживает в непосредственной близости от общественных троп?

Общественные тропы доступны в любое время года, в любое время суток. Они оборудованы указателями, которые помогают ориентироваться на местности, а также понимать какова категория тропы: некоторые из них предназначены только для пешеходов, на некоторых разрешено движение на велосипедах и лошадях (см. фото). Нередко тропы пересекают частные поля, засеянные злаковыми, бобовыми или другими культурами, пересекают загоны с домашним скотом. В таких случаях любители пеших прогулок либо вынуждены перелезать через ограждения, оборудованные специальными ступеньками, либо следить за тем, чтобы все ворота были надёжно закрыты в целях недопущения выхода скота из загона. Внутри таких участков не рекомендуется отклоняться от дорожки и следует выполнять ряд требований, как-то: не кормить животных, не шуметь, держать собак на поводке, закрывать за собой все ворота. В случае, если владелец территории создает преграды для движения по общественной тропе, муниципалитет принимает меры к его вразумлению, откликаясь на жалобы гуляющих. Также гуляющие могут утвердить новую тропу, если смогут доказать, что ею пользовались постоянно на протяжении последних 50 лет. Однако после принятия «окончательной утверждённой карты» это правило  скорее всего утратит силу. С другой стороны ходоки могут использовать разрешительные тропы, где нет законного права, но есть частный случай разрешения от землевладельца.

Ответственность за содержание общественных пешеходных дорожек лежит на местных органах власти. Они следят на состоянием указателей, подстригают кусты и ветви деревьев, пытающиеся захватить пространство тропы, в некоторых местах укрепляют почву и посыпают гравием, спиливают старые деревья, грозящие упасть на тропу и т.д. Очистку тропы от мусора осуществляют чаще всего волонтёры. 

Многие жители сельской местности и небольших городов совершают прогулки по окрестным общественным тропам ежедневно, кроме того, считается традиционным отдыхом выезд на какой-либо особо живописный участок тропы вдали от дома для прогулки. «Солёная тропа» стала названием и местом действия одного из литературных бестселлеров последних лет. Существует множество сообществ и веб-сайтов, объединяющих любителей пешей ходьбы, энтузиастов общественных троп, сохраняющих и пропагандирующих их как историческое наследие, национальную традицию и место отдыха и оздоровления населения.

Гулять так гулять!

Исторические тропы являются и материальным, и нематериальным наследием одновременно, сохранять и использовать которое можно только одним способом – как можно больше по ним гулять, глазея по сторонам, узнавая исторические подробности о местности и встречающихся на пути объектах, дивясь божественным природы красотам.

blank

Здесь приведена всего лишь малая часть наиболее известных маршрутов.

https://www.ramblers.org.uk/ — сообщество любителей вольных прогулок, оказавшее и оказывающее наибюолее сильное влияние на государственный проект сохранения общественных троп на «окончательной утверждённой карте». «Мы обыскали всю Англию и Уэльс и нашли более 49 000 миль троп, которые могут быть потеряны навсегда, если мы не объединимся, чтобы их спасти, — гласит воззвание на веб-сайте сообщества. 

https://ldwa.org.uk/ — Long Distance Walk Association – ассоциация, объединяющая любителей прогулок на длинные дистанции по сельской местности и городам, по горам и болотистым пустошам. Кроме всего прочего, веб-сайт ассоциации содержит ссылки на карты и описания самых длинных общественных троп Англии и Уэльса.

http://shakespearesway.org/ — Shakespeare’s Way – путь от Королевского шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне до Лондонского Шекспировского театра The Globe в 146 миль/234 км. Тот самый путь между домом и работой, который много раз проделывал сам Уильям Шекспир, предположительно сначала пешком, а потом точно верхом.

www.shakespearesavonway.org Shakespeare’s Avon Way — тропа, протяжённостью 88 миль/ 141 км, начинающаяся от города Нейсби, стоящего у истока реки Эйвон, на которой расположен город Стратфорд – родина Уильяма Шекспира, идущая вдоль этой реки с небольшими отклонениями от неё через 4 графства — Нортгемптоншир, Уорикшир, Вустершир и Глостершир, и заканчивается у города Тьюксбери, где Эйвон впадает в Северн. 

https://www.nationaltrail.co.uk/en_GB/ — Национальная Тропа – маршрут по побережью Англии, который только создаётся в соответствии с новым законодательством. Частично он соответствует существующим общественным правам доступа, но многие разделы являются совершенно новыми и используют новое право доступа. Впервые люди получат право доступа ко всему открытому острова Великобритания. Путь открывается для использования по частям, но, когда он будет завершен, он станет самым длинным прибрежным путем в мире — около 2795 миль/4472 км, когда будет завершен. Это будет Национальная Тропа.

Идея тропы в том, чтобы оставаться как можно ближе к побережью. Во многих местах это означает, что можно будет гулять прямо вдоль побережья. В некоторых местах тропа ведет вглубь суши, обычно только на короткие расстояния. Вдали от городов и деревень тропа чаще всего имеет естественное необработанное покрытие, некоторые участки могут стать грязными в сырую погоду. Ближе к населённым пунктам больше тропинок с гладким покрытием, а в городах и деревнях можно будет прогуливаться по набережным или тротуарам вдоль дорог.

Добавить комментарий