Строгановский амбар (Тутаев, Ярославская область)

Автор: Юрий Стародубов.

В центре левобережного Тутаева чудом сохранился уникальный памятник архитектуры – здание соляных амбаров графов Строгановых конца XVII – нач. XVIII вв. Последние четверть века оно стояло бесхозным и разрушалось.

В 2015 г. здание выкупил у городских властей краевед, журналист и общественник Юрий Стародубов, который постепенно восстанавливает здание, создает в нем музейно-выставочный центр с экспозициями, посвященными истории города и Строгановым. Одному такое дело не под силу, поэтому к участию в проекте приглашаются все неравнодушные граждане, добровольцы и благотворители.

В чем состоит идея проекта, как он возник и как вы к нему пришли?

Ю.С.: Проект в городе Тутаев. Для нас это город Романов-Борисоглебск, это его историческое название. Строгановский амбар – это старейшая гражданская постройка города, построена в первой половине XVIII века знаменитыми солепромышленниками, баронами, а впоследствии графами Строгановыми. Идея родилась давно. Много лет я работал с добровольными помощниками реставраторов по восстановлению различных памятников архитектуры, храмов города. Это родина моих предков. Предки мои жили там уже в XVI веке, о чем есть упоминания. Много лет я хотел вернуться в Романов-Борисоглебский, и благодаря молодежному объединению «Реставрос» в 2000 году я впервые поехал туда работать с добровольцами. Мечтал выкупить дом предков, но, к сожалению, он сгорел до того момента, когда у меня появилась такая возможность. В 2000-х годах ездили с добровольцами, потом я занялся краеведением. Нам с друзьями удалось издать несколько книг по истории этого города. Была мечта создать музейную экспозицию. Отдельного краеведческого музея в городе нет, и родилась идея взять на восстановление один из памятников архитектуры города. Так что идея зрела давно. С одной стороны, взять помещение для музея города, с другой стороны это попытка спасти хотя бы один памятник.

Был ли у вас опыт такой работы до этого проекта?

Ю.С.: Только опыт работы с добровольцами, как историка архивиста, краеведа. Опыт общественной работы, привлечение и организация общественности у меня достаточно большой. В 1990- е годы я был сопредседателем краеведческого сообщества «Кузьминки» и участвовал в возрождении усадьбы «Кузьминки», в частности, в создании музея.

Вы приняли решение чтото спасти. Как вы пришли к амбару, как он появился в вашей жизни?

Ю.С.: Мы впервые обследовали амбар в 2007 году, мой друг Даниил Селенко сделал фотосъемку. И я влюбился в своды этого здания, которые сохранились в некоторых его помещениях. В 2014 году появилась информация, что здание собираются выставлять на аукцион. К тому времени здание было частично руинировано, находилось в плачевном состоянии и ему грозило полное уничтожение. В 2015 году я решился поучаствовать в этом аукционе.

А почему Строгановский амбар?

Ю.С.: Он построен Строгановыми и принадлежал этому роду на протяжении почти 200 лет. Только в XIX веке здание купил некий купец Бабушкин, но земля продолжала принадлежать Строгановым. В итоге в 2015 году здание было приобретено, и для нашей семьи это стало большой и сложной задачей заниматься этим памятником.

Какие этапы проекта были дальше?

Ю.С.: Было три направления. Первое – это изучение памятника для его научной реставрации. Ранее были сделаны исследования, но небольшие. Второе направление – работы по спасению памятника, к которым мы привлекаем добровольцев, волонтеров, свои силы и так далее. Это прежде всего противоаварийные работы. Было получено задание в Департаменте охраны культурных объектов наследия. Мы начали сотрудничать с замечательным архитектором-реставратором Александром Станиславовичем Рыбниковым. Он живет в Ярославской области, и там восстановил очень много памятников. Был сделан проект противоаварийных работ, сделаны обмеры и сейчас продолжаются работы по созданию проекта реставрации. Так как это все делается на общественные пожертвования, а это небольшие средства, то процесс это длительный. И третье направление, которое и успешное, и более легкое, учитывая наш опыт. Для нас гораздо более легкое, чем восстановление памятника — это направление общественное, музейное. Это попытка включения памятника в общественно-культурную жизнь города, создание музейных экспозиций, выставок, проведение культурных акций, фестивалей.

Вы на базе этого памятника хотите сделать музейнообщественное пространство?

Ю.С.: Оно уже сделано и существует. Это было несравнимо легче, чем восстановить памятник. Для этого мы провели исторические исследования. В двух помещениях из 8 у нас действуют музейные экспозиции, и мы регулярно принимаем там гостей. И экскурсионные группы, и одиночных посетителей. Пока конечно это нельзя назвать полноценным музеем, поскольку к музею у меня серьёзные профессиональные требования.

У меня два вопросакакие культурносимволические ресурсы вы выявили, тем более что вы сами краевед и какие истории, связанные с Тутаевым и этим амбаром вы узнали?

Ю.С.: Прежде всего это история рода Строгановых, которые вряд ли лично все бывали в нашем городе, но Строгановы как мощный род меценатов, благотворителей – это часть истории промышленности, история вообще государственности нашей. Строгановы, это прежде всего сподвижники Петра Великого и всех государей до и после него на протяжении нескольких столетий. Связь со Строгановыми очевидна – есть документы, подтверждающие ими покупку земли под амбар. Это соляной амбар. Поэтому первая интересная тема – это история рода Строгановых как промышленников и государственников, меценатов. И вторая тема – это история солепромышленности. Строгановский амбар – уникальный памятник русской солепромышленности. И нашим гостям я стараюсь подчеркнуть, что соль – это нефть XVIII века.

У вас были соляные прииски в Тутаеве?

Ю.С.: Собственно, соляных приисков не было. Город был вовлечен в «логистику солепромышленности», как это сейчас называется. Это здание и по современным меркам большое, — более 800 кв. метров. По архивным ведомостям прослеживается, что как только было построено это здание, возникли важные деловые связи и образовался перевалочный пункт доставки соли.

Откуда везли соль?

Ю.С.: Соль везли из мест ее добычи. Это Пермские соляные варницы, где соль вываривалась из рассола, тоже строгановская промышленность, и казенная соледобыча на озере Эльтон, это на границе с Казахстаном. Оно сохранилось, позднее было открыто озеро Баскунчак, и туда уже была проведена железная дорога. После чего соль перестала быть такой дорогой в производстве. А на XVIII век это два источника. Соль везли по Волге. По Каме из района Перми, по Нижней Волге, далее через наш амбар купцы брали подряды по доставке соли в города Верхней Волги и в Санкт-Петербург. И Романов-Борисоглебский служил крупной перевалочной базой соли.

К какой цели проекта вы идете?

Ю.С.: С точки зрения изучения памятника — это его популяризация, издание книги. С точки зрения восстановления — это приведение памятника к его состоянию на первую половину XVIII века, самое сложное это восстановление сводов. И если своды восстановить, как они были, то это потрясающее по своей красоте музейно-выставочное пространство. И мечта восстановить его, как оно было. Как восстановлены палаты Строганова в Усолье Пермского края. С точки зрения использования объекта – это музейно-выставочное пространство. Мы и называемся «Музейно-выставочный центр Строгановский амбар». Есть часть постоянных экспозиций, и часть помещений под выставочные проекты.

Сколько человек у вас сейчас занимается проектом и сколько человек вы хотели бы привлечь?

Ю.С.: Если говорить о ядре проекта, то можно говорить об одном человеке – обо мне. Краеведение — это не командный вид спорта. Это моя собственность и восстановление — прежде всего задача нашей семьи. И к проекту удалось привлечь разных талантливых людей, каждый из которых ведет свое важное дело. Это добровольцы из объединения «Реставрос», которые несколько раз приезжали к нам в основном в теплое время года. Из местных жителей это Дом творчества Романова на Волге. Это Лилия Славинская и ее мать. Помимо того, что они ведут свой благотворительный проект, они благоустраивают одну из частей города так называемый Покровский парк. Это парк – небольшой сквер в Тутаеве недалеко от Покровского храма и их дома творчества. Есть еще замечательный музыкант Михаил Коломыцев. Это артист Москонцерта, который живет у нас в Ярославской области под Тутаевым и стал героем клипа «Оттава-Ё» Тимоня. Он со своей гармонью участвует во всех наших культурных акциях. Так, он организовал концерты на двух наших фестивалях искусств, которые проходили в 2015 и 2018 годах. Еще есть художники Петровы — Георгий и Ксения. Это московские художники, которые летом ведут в нашем Казанском храме студию детского рисунка, а итоговую выставку делают у нас в Строгановском амбаре. Для нас это большой праздник. У них занимается около 70 детей в сезон. Так с нами работают друзья нашего проекта.

Как вы привлекаете средства в проект?

Ю.С.: Это вложение личных средств. Еще это средства участников проекта, и даже незнакомых людей, когда мы объявляем о сборе средств на стройматериалы для восстановления. У нас есть группа ВКонтакте, где мы делаем посты. Еще жертвуют средства местные жители и посетители музейной экспозиции. Проект некоммерческий, и мы не берем плату за посещение экспозиции и экскурсии в Строгановском амбаре. Для нас важнее, чтобы памятник жил, чтобы о нем узнавали. Конечно, собираются небольшие объемы по сравнению с тем, что требуется для реставрации.

Как у вас складываются отношения с местным населением и администрацией?

Ю.С.: В целом хорошо складываются. Администрация нас поддерживает. У нас молодой и энергичный глава района Дмитрий Рафаэлевич Юнусов. Он неоднократно бывал у нас, открывал фестиваль Строгановская мозаика, который мы провели в 2018 году. Значительную часть участников проекта, наряду с местными жителями, составляют бывшие москвичи, которые переехали в наш город. Содействие оказывают и представители местного общества охраны памятников. 

Как вы оцениваете посещаемость объекта?

Ю.С.: Точных подсчётов мы не ведем. Думаю, несколько сотен человек за сезон. Об амбаре знают многие экскурсоводы, в том числе и в Москве. Еще у нас есть информационные стенды об амбаре, об истории площади, на которой он находится, амбар есть на картах Яндекса. Было несколько телесюжетов как по-местному, ярославскому ТВ, так и по федеральным телеканалам, и на канале Культура, и на Россия-24, были упоминания в радиопередачах.

Оформлена ли у вас НКО, участвуете ли вы в получении грантов?

Ю.С.: Нет

Представим, что пришел спонсор и внес сумму, достаточную для реставрации амбара. И когда он заработает, ведь будут люди, которые его обслуживают. Им надо платить зарплату, как вы эту перспективу видите?

Ю.С.:  В этом случае конечно должна быть создана приемлемая юридическая форма. Это либо некоммерческое учреждение культуры, либо как АНО. И сейчас на создание юридической формы меня останавливает отсутствие ресурсов. Как только они появляются, мы их сразу тратим на спасение здания из тяжёлого сегодняшнего состояния. И средств на содержание бухгалтера и на оформление всего этого уже не остается. И времени на оформление юрлица пока нет.

Ю: Есть ли у вас сувенирная продукция?

Ю.С.:  Есть хорошие знакомые, которые этим занимаются. Это не совсем наше дело. Специфика Тутаева в том, что он расположен на двух берегах, и большая часть жителей и основные активности в городе происходят на правом берегу. Наш берег отличается сохранностью исторической застройки, большим туристическим потенциалом, но он немноголюдный. И не так много туристов, как хотелось бы нам и местной администрации. Однако процесс идет. Мы не ожидали такого бума частных музеев, который мы увидели. И мы сами вовлечены в этот процесс. Город небольшой, все друг друга знают и сотрудничают. Занимаясь своим проектом, мы тесно взаимодействуем и с другими частными музеями. Я являюсь консультантом музея истории Романова-Борисоглебска, который открылся в 2019 году. Также сотрудничаем с частным музеем ожившей истории. Частные музеи — это интересный туристический проект. Они на другом уровне в части помещений, не требующих такой реставрации. Они ориентированы на коммерческие проекты, на туристов. Еще у нас открылся частный музей колокололитейного искусства. Его создал местный меценат Николай Александрович Шувалов, который много лет занимается отливкой колоколов, у него свое производство. Много лет подряд мы к нему водили экскурсии на завод, где сейчас создан прекрасный музей, куда также ходят группы туристов.

Какие вы видите проблемы, стоящие перед вашим проектом?

Ю.С.:  Проблема — это всегда ресурсы. Причем не только финансовые средства, но и проблема времени, конечно. Ведь поиск денег это тоже вопрос времени. И еще кадровый вопрос. Всегда стоит вопрос, кто будет делать, кто будет проектировать, кто будет выполнять производственные работы. Мы как частники не связаны требованием о проведении конкурсов на работы, мы можем выбирать реставрационные фирмы. Но, к сожалению, на местах выбирать то особо и не из кого. И это большая проблема. И чтобы делали хорошо, нужно точечно искать каждого каменщика, каждого плотника, увязывать это в соответствии с нашим законодательством. Архитектор-реставратор у нас в стране очень редкий человек, тем более у нас в регионе.

Расскажите про устройство музейной экспозиции?

Ю.С.: Один зал у нас 97 кв. метров, под сводами, другой около 80 кв. метров, так же под сводами. Хотелось бы видеть экспозицию профессионального уровня, но пока это просто выставки. Одна из них посвящена истории амбара, там находятся кирпичи, металлические изделия – то, что мы находим при разборе завалов. Сделаны три реконструкции. Автор их московская художница Анастасия Варнавская. Это рисунки, которые показывают, как выглядела площадь и Строгановский амбар в разные периоды существования. Еще мы ежегодно делаем календарь с картиной или реконструкцией и раздариваем их бесплатно участникам нашего проекта. Еще одна экспозиция в этом же зале называется «Выставка русского строительного искусства». Там есть образцы старинной кровли: черепица, береста, образцы церковных чугунных полов, деревянная колода из старинного дренажа 18 века, те предметы, которые мы много лет собираем. Второе сводчатое помещение было с огромными металлическими цистернами под бензин и керосин. Это был керосиновый склад, первая в городе бензоколонка. Там хранили бензин и керосин, это было устроено в 50 годы ХХ века и, по сути, таких мест больше не. К нам приезжал специалист по музейному проектированию Алексей Лебедев, и он сказал, что это самое интересное место у нас. Там отдельная выставка. Мы много лет дружим с музеем индустриальной культуры, который до недавнего времени находился в Кузьминках. Они нам помогли собрать первые экспонаты для нашей коллекции керосинок, керогаза – тех бытовых приборов, которые использовали керосин в быту, и ёмкости для керосина, с которыми люди приходили и покупали керосин. И музей керосина — это отдельное направление развития музейного проекта, не связанное с солью.

Добавить комментарий