Телефонная будка
Текст: Наталья Леонтьева
Киоски номер 6 и номер 2
Что «самое английское» вы можете назвать сходу, не задумываясь?
Королева, Биг Бен, Шерлок Холмс, двухэтажный автобус, красная телефонная будка, медвежья шапка гвардейца, каска полицейского, медвежонок Паддингтон, Гарри Поттер… Могут быть вариации, конечно, но в основном списки будут таковы. И наверное, Красная телефонная будка попадёт в большинство из них.
Эти красные телефонные будки до сих пор повсеместно украшают улицы не только Великобритании, но и многих её бывших колоний, хотя надобность в них как в средствах связи с некоторых пор окончательно отпала. Сейчас вы не сможете себе представить без них улицы Лондона, например, даже если никогда в Лондоне не бывали. Узнаваемая часть пейзажа, неотъемлемый атрибут национальной идентификации, часть исторического наследия. А ведь могло случиться так, что мы распрощались бы с красными телефонными будками ещё в начале 80-х гг. прошлого века. Они стали бы ностальгическим воспоминанием для старших поколений и странным артефактом для поколений нынешних. Как же была сохранена и как используется сейчас икона английского дизайна?
Чугунное упрямство
Телефонная связь появилась в Великобритании в 1876 году. Первое время она была чрезвычайно дорогим удовольствием, ею пользовались только богатые домовладельцы и предприятия. Единой системы связи не было, служба принадлежала ряду частных компаний. В 1884 году правила изменились, что позволило начать разрабатывать национальную систему. Тогда в стране было всего 13 000 телефонов. Но фактически национальная телефонная сеть была организована в 1912 году, когда был создан General Post Office (GPO, далее – Главпочтамт), который и начал стандартизацию оборудования, в том числе телефонных будок, официально называемых киосками. И делал он это до самого своего расформирования с непреклонным чугунным упрямством.
Выпуск первого в Великобритании стандартного киоска, названного «Киоск № 1» (сокращенно K1), несколько затянулся из-за Первой Мировой войны. Киоск был представлен только в 1921 году, в результате его дизайн изначально оказался консервативным и несколько старомодным. Киоск был сделан из чугуна, и стоял на бетоне.
В 1923 году несколько организаций подготовило несколько независимых проектов для создания нового дизайна, альтернативного не полюбишемуся англичанам киоска K1. Главпочтамт между тем вынашивал собственные идеи на этот счёт. В результате третейским судьёй для выбора наиболее соответствующего высоким эстетическим стандартам дизайна была призвана созданная в 1924 году Королевская комиссия изящных искусств, рассматривающая вопросы «общественной пользы или художественной важности, переданные ей правительственными ведомствами и другими органами». Комиссия сформулировала предложения трех ведущих архитекторов — сэра Роберта Лоримера, сэра Джона Бернета и Джайлса Гилберта Скотта (посвященного в рыцари в том же году королем Георгом V, поэтому далее он также именуются сэром), дабы эти трое внесли свой вклад в проект создания национального киоска. Было оговорено, что киоск в идеале должен быть изготовлен из чугуна с ценой за единицу не более 40 фунтов стерлингов.
В мае 1925 года Комиссия рекомендовала Генеральной прокуратуре проект сэра Джайлза Гилберта Скотта, который они приняли. Киоск получил название «Киоск № 2» или «К2». K2 в основном устанавливался в Лондоне, хотя небольшое количество было установлено за пределами столицы. Всего сохранилось 1700 киосков К2. Его проблема заключалась в стоимости и размере. И то, и другое было слишком большим. Хотя как мы можем видеть, с точки зрения дизайна К2 приблизился к каноническому виду «английской красной телефонной будки».
В 1928 году Главпочтамт поручил сэру Джайлзу Гилберту Скотту изготовить более дешевый киоск из сборных железобетонных секций. K3 был представлен в 1929 году. Но и этим киоском заказчик не был доволен.
Вскоре появившийся K4 был увеличенной версией K2, хотя К2 и сам по себе был слишком велик, разработанной инженерным отделом Главпочтамта, пытавшемся поместит в него и телефон как таковой и ящик для сбора почты. K4 был гигантским, по саркастическому отверждению самих англичан, «сказать, что его успех был ограниченным, значит проявить доброту».
Дизайн для K5 включал небольшое количество образцов моделей, ни одна из которых не сохранилась. В производство К5 так и не поступил.
В 1935 году король Георг V отметил свой Серебряный юбилей, и в ознаменование этого события Главпочтамт поручил сэру Джайлзу Гилберту Скотту разработать новый киоск. К счастью, на этот раз дизайн был отдан на откуп Скотту. К6 — его новый дизайн несколько отличался от K2, но был меньше по размеру и, что более важно, дешевле в производстве. Если вы не вникаете в детали и не видели модели К2 и К6, стоящих рядом, то, возможно, вы даже не поймёте в чём разница между ними, так они похожи. Фото 6. Слева К6, справа К2.
Поскольку производство нового киоска было приурочено к королевскому юбилею, Главпочтамт разработал специальную программу для как можно более широкого распространения новой модели, чтобы сделать K6 доступными для всех населённых пунктов, где есть почтовое отделение.
Число сохранившихся красных телефонных будок модели Киоск№6 (К6) – около 60 тысяч. И да, он тоже чугунный.
В 1951 году прошел Фестиваль Британии, который продемонстрировал новые веяния в области искусства и архитектуры, промышленного дизайна, науки и технологий. С этой новой волной современности дизайн K6 начал терять популярность. В 1959 году Главпочтамт пригласил ведущих архитекторов Мишу Блэка, Невилла Кондера и Джека Хоу на строительство нового киоска. После рассмотрения проектов в 1962 году было установлено шесть экспериментальных киосков K7, разработанных Невиллом Кондером. Несмотря на то, что K7 опередил свое время благодаря использованию алюминия и стекла, а может быть, именно по этой причине, новая модель не продвинулось дальше прототипов.
А между тем Главпочтамт снова запросил заявки на новый киоск на этот раз от ведущих архитекторов Невилла Кондера, Брюса Мартина и Дугласа Скотта. Возможно, разочарованный неудачей K7, Невилл Кондер решил не участвовать в конкурсе. Из проектов Скотта и Мартина Главпочтамт выбрал вариант Мартина, и хотя тот предлагал алюминий, Главпочтамт упорно настаивал на чугуне. Киоск K8 был представлен 12 июля 1968 года в Вестминстере, Лондон.
А уже следующий, 1969 год стал началом конца всех восьми вариантов киосков Главпочтамта, поскольку началась реорганизация всей системы: разделение на два отдельных департамента Post Office (далее – Почта) и British Telecommunications (далее Бритиш Телеком). Красный цвет является неотъемлемой частью образа К2 и К5, однако в феврале 1981 года Бритиш Телеком было объявлено, что все красные телефонные будки будут перекрашены в корпоративный цвет компании – жёлтый. Случился немедленный общественный резонанс. Daily Mail развернула кампанию «против желтой опасности», этот вопрос был поднят в парламенте. В Палате лордов граф Гоури, государственный министр по вопросам занятости, призвал BT «отказаться от этой нелепой схемы». В Палате общин один из депутатов спросил премьер-министра Маргарет Тэтчер, отнесется ли она к этому решению «с величайшей тревогой». Вскоре после этого BT объявила, что только 90 из 77 000 оставшихся традиционных ящиков были раскрашены в разные цвета «в порядке эксперимента» и что окончательного решения принято не было.
В 1982 году Бритиш Телеком представила более утилитарный дизайн KX100, и доступные для инвалидных колясок KX200 и KX300 которыми начал заменять большинство существующих киосков. В январе 1985 года BT снова объявил, что старые красные телефонные будки будут заменены, потому что они «… больше не соответствуют потребностям наших клиентов. Мало кому нравится ими пользоваться. Они дорого содержать, сложно чистить и обслуживать, и люди с ограниченными физическими возможностями использовать их не могут». И не смотря на еще одну громкую общественную кампанию, на этот раз BT не отступил. Знали бы тогда участники всех этих событий о приближающейся эре мобильной и Интернет связи! Производство традиционных коробок К2 и К5 закончилось в 1985 году.
Итак, Бритиш Телеком объявила о схеме модернизации телефонной сети общего пользования, что неизбежно означало бы удаление большого количества киосков Главпочтамта. Встревоженные этими планами, отдельные лица и организации, включая Общество тридцатых годов и некоторые просвещенные районы Лондона, попытались привлечь внимание к критической ситуацией с киосками Главпочтамта. Законодательная защита была впервые предоставлена киоску в 1986 году. Первым телефонным киоском, внесенным в охранный список Grade II, был киоск K3 рядом с домом для попугаев Лондонского зоопарка, описанный English Heritage (правительственный департамент, отвечающий за защиту исторической среды) как «национально значимый и представляющий особый интерес». Первый такая партия особо значимых киосков содержала из 2000 экземпляров.
Под угрозой исчезновения
Большинство красных телефонных будок было удалено или заменено современными киосками под брендом British Telecom.
Но успеха в замене традиционной красной будки на современную стеклянную, компания не добилась. По иронии судьбы, несмотря на настоятельную необходимость British Telecom уничтожить все следы киосков Главпочтамта особенно в Лондоне и в важных исторических местах, именно British Telecom явилась той компанией, которая фактически восстановила старые киоски, большинством из которых стали K6. Компания British Telecom также помогла создать Национальную коллекцию телефонных киосков в музее Avoncroft в Бромсгроуве, Вустершир. British Telecom даже заявила об авторских правах на дизайн красной телефонной будки, что является иронией, учитывая «успех» компании в замене их семейством KX-киосков.
Последней проблемой для киосков Главпочтамта стало появление и широкое использование мобильной связи и Интернета. В период с 2005 по 2008 год использование таксофонов в Великобритании сократилось вдвое. В 2010 году по официальным данным количество мобильных подключений на 100 человек населения составило 130%. Киоски снова оказались под угрозой исчезновения.
Икона наследия
В марте 2006 года в рамках конкурса, организованного Музеем дизайна и телеканалом BBC Television, чтобы найти любимую икону британского дизайна с 1900 года, «Телефонная будка» была помещена британской публикой в десятку лучших. одной из 10 лучших британских дизайнерских икон, наряду с Лондонской картой метро, World Wide Web, Concorde и т.д., был признан киоск К2.
Использование киосков продолжало снижаться, хотя они по-прежнему требовали обслуживания. Это наследство становилось всё более убыточным для British Telecom и компания разработала схему «Принять киоск», позволяющую местным властям устанавливать неиспользуемые киоски за 1 фунт стерлингов, под ответственность сообщества за поддержание киоска. К сентябрю 2011 года 1500 сообществ по всей Великобритании уже использовали киоски. Многие из них были преобразованы в дома для дефибрилляторов общего доступа в рамках схемы между British Telekom и Community Heartbeat Trust — благотворительной организации, предоставляющей дефибрилляторы обществу «на устойчивой и управляемой основе».
Схема «Установите киоск» демонстрирует ряд моментов:
- силу местных сообществ;
- взаимопомощь отдельных лиц и сообществ, борющихся за сохранение и поддержание наследия; мобильность сообществ, объединяющихся на добровольной основе для поддержания общественного достояния;
- любовь британской публики к красной телефонной будке;
- важность того, чтобы принятые киоски оставались в центре местных сообществ.
Новая жизнь
Красная будка для общественного телефона, спроектированная сэром Джайлсом Гилбертом Скоттом, считается символом британской культуры во всем мире. Несмотря на сокращение их числа в последние годы, красные будки традиционно привычное зрелищем во многих местах по всей Великобритании, а также в бывших британских колониях по всему миру. По состоянию на январь 2020 года ок. 8000 традиционных красных телефонных будок остаются в ведении государственной службы.
Местные британские власти использовали законодательство, разработанное для защиты зданий, имеющих архитектурное или историческое значение, чтобы держать старые телефонные будки на видных местах. Но многие тысячи восстановленных коробок К2 и К6 были распроданы. Некоторые киоски переоборудованы под душевые кабины в частных домах.
На территории Великобритании Бритиш Телеком запрещает повторное использование киоска для электронной связи. В США же, напротив, наблюдается активное движение за поиск новых телекоммуникационных применений для малоиспользуемых телефонных будок, например, в качестве точек доступа Wi-Fi.
В 1989 г. шотландский скульптор Дэвид Мах создал постоянную общественную работу Out of Order (Вышедшие из строя) в Лондоне. Он представляет собой ряд из двенадцати телефонных будок K6, первая из которых стоит вертикально, а остальные постепенно опускаются, как домино. Изначально предполагалось, что вертикальный ящик должен был содержать рабочий телефон.
Списанные телефонные будки, преобразуют в общественные мини-библиотеки. Так, в 2009 г. в деревне Вестбери-суб-Мендип в Сомерсете К6 была преобразована в книго обменный пункт, заменив услуги мобильной библиотеки, которая больше не посещает деревню. Подобные библиотеки сейчас существуют примерно в 150 английских деревнях. Один такой киоск был подарен городской ассоциацией побратимов Камберно и установлен в качестве библиотеки в Броне, Франция. Другой K6, подаренный городу в 2008 году супружеской парой из Эдинбурга, стоит в Барге, Италия, где он используется как библиотека буккроссинга. В 2009 г. в городе Сеттл в Северном Йоркшире в киоске K6, принятым приходским советом, была открыта мини арт-галерея. В галерее был представлен ряд выставок как известных художников и фотографов, так и местных общественных групп. Самым известным автором проекта был Брайан Мэй, представивший стереоскопическое фото-шоу «Деревня, потерянная и найденная».
После конкурса, проведенного группой Girl Guide в 2011 году, чтобы найти применение своей местной вышедшей из употребления телефонной будке в Глендаруэле, Аргайл, она была оснащена дефибриллятором, который был предоставлен Community Heartbeat Trust. Подобные инсталляции были сделаны во многих других местах. В октябре 2014 года несколько вышедших из употребления лондонских телефонных будок K6 были окрашены в зеленый цвет и преобразованы в бесплатные зарядные устройства для мобильных телефонов под названием Solarboxes.
В 2012 году Бритиш Телеком помог отпраздновать 25-летие благотворительной организации ChildLine, предоставляющей бесплатные телефоны, и поручил восьмидесяти художникам разработать и украсить полноразмерные реплики K6. Они были выставлены в общественных местах по всему Лондону, а затем проданы на аукционе Sotheby’s как Бритиш Телеком Artboxes. Среди художников были Питер Блейк, Уилли Кристи, Заха Хадид и Ян Ричи.
Красная телефонная будка стала знаком британской поп-культуре. В музыке он использовался в видео Адель «Hello», на обложке альбома One Direction Take Me Home и на задней обложке альбома Дэвида Боуи «Взлет и падение Зигги Стардаст и пауки с Марса». В кино киоски фигурируют в известной сцене черной комедии 1955 года «Убийцы дам», красная телефонная будка играет определённую роль в эпопее про Гарри Поттера. В 2016 году британский шеф-повар Гордон Рамзи открыл в Лас-Вегас-Стрип рыбный ресторан в британском стиле, двери которого напоминали красную телефонную будку.
Не только телефонные
С самого начала истории телефонной связи Главпочтамт не был монополистом общенациональной телефонной сети. Автомобильная ассоциация и Королевский автомобильный клуб — осознав преимущества телефонной сети для своих членов, вскоре начали разрабатывать сеть сторожевых будок. В то время автомобили часто ломались. Автоклубы нанимали патрульных для помощи своим членам, а сторожевые будки укрывали патрульных. Патрульные укомплектовали будки или передвигались между ними на велосипедах, оказывая водителям помощь на дороге. Каждая будка имела свой уникальный номер или имя, которое помогало идентифицировать ее конкретное местоположение.
Полицейская служба также приняла сеть телефонных будок. Эти ящики позволяли сотрудникам полиции оставаться на связи со своим участком. Самые ранние полицейские будки были введены в Глазго в 1891 году, а столичная полицейская служба ввела полицейские будки с 1929 года.
Из других телефонных будок в Великобритании всемирно известна именно полицейская будка, ставшая известной благодаря научно-фантастическому сериалу BBC «Доктор Кто». Впервые она появилась на британском телевидении в 1963 году как ТАРДИС. В 2013 году, на пятидесятилетии сериала, ТАРДИС прочно стала частью британской культуры и истории, но их вторичное использование не так широко, как использование К2 и К6.