Винтажная железная дорога

blank

Текст: Наталья Леонтьева

Наверное, нет на свете ни одного человека, из тех, кому доступен Интернет, телевизор или кинозал, кто хотя бы раз не видел, как на фоне зелёных холмов по высокому изогнутому виадуку мчится, обильно дымя, паровоз, который тянет за собой поезд, направляющийся в Хогвардс. Знакомая картинка, не правда ли?

Замечательно то, что большая часть видов и интерьеров, использованных в магической сказке про волшебника Гарри Поттера, не придумана и не создана специально для съёмок, а существовала и существует в реальности. И шотландский Виадук Гленфиннан с винтажной железной дорогой, по которой ходят винтажные поезда, которые тянутся винтажными локомотивами на паровом ходу, —  из их числа. 

Трудно переоценить любовь британцев к винтажным поездам и железным дорогам. Если в пабе или кафе есть библиотека (а это очень часто встречается), то в ней обязательно будет с десяток книг и альбомов о steam trains – паровозах. 

Возможно,  потому что Британия – страна, где паровозы и железные дороги были изобретены, страна, которая обязана этому новшеству своим молниеносным промышленным и экономическим ростом,  она может похвастаться, наверное, самым большим количеством железнодорожных достопримечательностей на квадратную милю в мире. Цифры впечатляют: более 100 старинных железных дорог и 60 музейных центров являются домами для 700 действующих (!) паровозов, сохранённых и запущенных армией энтузиастов-добровольцев, насчитывающих 23 тысячи человек (статистика за 2004 год, когда Британия праздновала 200-летие изобретения паровоза Ричардом Тривитиком). Локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны, железнодорожное полотно, станции, сигнальные будки — всё одинаково хорошо сохранились и пользуется большим спросом прежде всего у самих британцев, у также у туристов и у телекомпаний, снимающих исторические драмы. 

blank
Волонтёры машинисты

Ещё одним условием, которое позволяет процветать и развиваться основанной на историческом, научном и промышленном наследии отрасли туризма и развлечения, является вероятно то, что расстояния между населёнными пунктами относительно невелики, (всю страну с юга на север можно пересечь в поезде за одну ночь), так что увеселительные поездким, позволяющие погружаться в прошлое, являются короткими и не обременительными, а поддержание такой компактной инфраструктуры также не требует чрезмерных усилий, каковые пришлось бы прилагать в такой стране как Россия с её  огромной протяжённостью дорог.

Краткая история

21 февраля 1804 года первый паровоз Ричарда Тревайтика (1771-1833)  перевез 10 тонн железа и 70 человек почти на десять миль от Пенидаррена со скоростью пять миль в час, поспорив с владельцем железной дороги на 500 гиней и выиграв. «Пенидарренский трамвайный поезд» опередил свое время на 20 лет — «Ракеты» Стивенсона не было ещё даже на чертежной доске. Но двигатели Тревайтика считались не более чем новинкой, в первые годы им не нашлось практического применение. Локомотивы были настолько тяжёлыми, что ломали рельсы, и хозяева железной дороги не были намерены вкладываться в замену путей и в создание новых локомотивов. Великий изобретатель умер в 1833 году в возрасте 62 лет без гроша в кармане, получив печальную возможность увидеть, как его идеи приносят богатство и славу как его последователям, так и тем, кто когда-то этим идеям противился. К 1845 году в Великобритании было открыто 2440 миль железных дорог и перевезено 30 миллионов пассажиров.  И только в 2004 году  на праздновании 200-летия гениального изобретения Ричард Тревитик получил, наконец, заслуженное общественное признание. 

blank
винтажный паровоз на станции в Челтнем

Более 150 лет британские паровозы служили людям, перевозя грузы и пассажиров, но постепенно повсеместно заменялись электропоездами. Процесс выведения паровозов из эксплуатации завершился в 1968 году, но из-за устойчивого общественного интереса пассажирские поезда с паровой тягой все еще можно увидеть в наши дни. Параллельно с движением энтузиастов по консервации локомотивов, началось движение за восстановление старых железных дорог, включая всю инфраструктуру, как-то: железнодорожные станции, буфеты, сигнализацию, будки, дорожные знаки, форму и прочие исторические атрибуты.

Некоторые примеры того, что уцелело

Множество исторических железнодорожных музеев

  •  STEAM — Museum of the Great Western Railway STEAM — Museum of the Great Western Railway Музей «Steam» в Суиндоне встроен в бывшие мастерские Великой Западной железной дороги (GWR).
  • Didcot Railway Centre Железнодорожный центр GWR в Дидкоте воссоздает золотой век железных дорог и паровозов в старом паровом депо, где волонтёры с любовью ухаживают за отполированными двигателями. 
  • Home | Science and Industry Museum Часть Музея науки и промышленности Манчестера расположена на старейшей в мире пассажирской станции.
  • Thinktank | Birmingham Museums Музей Thinktank в Бирмингеме содержит старейшую в мире действующую паровую машину, спроектированную Джеймсом Ваттом в 1778 году.
  • Home — Beamish В музее северной сельской жизни под открытым небом в Бимише, есть возможность увидеть одну из самых ранних железных дорог и проехаться по ней в открытом экипаже, влекомом действующей копией двигателя Locomotion № 1 Стефенсона, построенного в 1825 году.

Действующие железные дороги

Narrow gauge and miniature steam trains of Wales | Visit Wales В Уэльсе сохранено и действует восемь железнодорожных линий, одна из которых, Ffestiniog Railway, является старейшей в мире. (стоит уточнить, что железные дороги были изобретены задолго до раровозов и использовались для транспорта на конной тяге). Эти узкоколейки представляют собой настоящие действующие железные дороги, изначально построенные для перевозки сланца и других полезных ископаемых из гор, но теперь они являются прекрасным способом для посетителей полюбоваться пейзажами, от которых захватывает дух. 

Heritage Railways | Train Tickets | Great Western Railway (gwr.com) Великая Западная железная дорога (GWR – Great Western Railway), которая имеет почти легендарный статус среди любителей железных дорог. Построенная в 1835 году при участии одного из величайших инженеров Великобритании Исамбарда Кингдома Брунеля, она связала Бристоль с Лондоном. Уже тогда, согласно самым новейшим веяниям времени была проведена электрификация по всей сети GWR. Эксплуатируется и имеет огромное значение в перевозках по настоящее время. 

blank

Shakespeare Express | Vintage Trains Шекспировский экспресс циркулирует в течение нескольких летних дней между Стратфордом-на Эйвоне и Бирмингемом, давая пассажирам возможность полюбоваться цветущими пейзажами орикшира через окно и предлагая отличные завтраки, обеды и послеобеденный чай.

Heritage Railway | Gloucestershire Railway | Gloucestershire Warwickshire Steam Railway (gwsr.com) Глостерширская-Уорикширская железная дорога — это историческая железная дорога, управляемая волонтёрами, пролегающая через Глостершир и Вустершир, протяженностью 28 миль. Из движущихся по ней поездам открывает прекрасный вид на сонные деревушки очаровательной сельской местности Котсуолда, района, считающегося одним из самых красивых в Центральной Англии.

Глостерширская-уорикширская паровая железная дорога

Gloucestershire Warwickshire Steam Railway – GWSR

Heritage Railway | Gloucestershire Railway | Gloucestershire Warwickshire Steam Railway (gwsr.com)

Одна из самых известных плностью восстановленных действующих винтажных железных дорог. Изначально линия была протянута от Бирмингема до Бристоля в 1900–1906 гг. для улучшения обслуживания сельской местности.  Знаменитый экспресс «Корнишмен» (The Cornishman — корнуэлец) с вагонами для шоколада и сливок проезжал по этой железной дороге с 1952 по 1962 год  через Бирмингем, Стратфорд-на-Эйвоне, Челтнем, Глостер, Бристоль, Тонтон, Эксетер и Плимут.

Линия была закрыта для местного пассажирского движения 5 марта 1960 года, последним поездом был Челтенхэм-Сент-Джеймс до Бродвея в 22:25 и обратно в 23:25. Линия продолжала использоваться для товарных услуг до тех пор, пока 25 августа 1976 года в Уинчкомбе не произошел технический инцидент, который фактически закрыл линию.

В 1981 году была образована паровая железная дорога Глостершир-Уорикшир с целью однажды вернуть былую славу хотя бы части этой линии. Единственными уцелевшими строениями из инфраструктуры железной дороги были главное здание вокзала, сигнальная будка и склад для товаров в Тоддингтоне.

Следующей остановки на маршруте — Уинчкомб, практически не существовало, за исключением товарного навеса и мостовых весов. Все платформы, вокзальные постройки и сигнальная будка полностью исчезли.

После покупки путевого полотна от Бродвея до ипподрома Челтнема сообщество добровольцев, решивших восстановить и запустить в действие железную дорогу — GWR Trust, открыло производственную базу в Тоддингтоне и начало реконструкцию. К 1984 году работа продвинулась достаточно далеко, чтобы позволить первому общественному поезду проехать более мили пути, и 22 апреля, министр транспорта Николас Ридли перерезал ленту в ознаменование официального открытия. С тех пор было восстановлено все 14 миль трассы от Бродвея до ипподрома Челтнем, а также воссоздан Винчкомб и работы продолжаются.

Вся эта работа была выполнена волонтерами с использованием доходов от деятельности GWR Trustа и акционерного капитала. 

GWR Trust — это профессионально работающая железнодорожная компания. Железная дорога GWSR принадлежит её акционерам, многие из которых также являются волонтёрами GWR Trust. Стать совладельцем железной дороги можно приобретя акции через веб-сайт. Траст получает мощную финансовую поддержку населения в качестве пожертвований, зарабатывает на эксплуатации железной дороги и винтажных поездов с локомотивами на паровой тяге в сфере туризма. Кроме того, все работы от восстановления и введения встрой всех элементов как самой железной дороги, так и поездов, все работы связанные с их эксплуатацией , а также менеджмент, ведение сайта, обеспечение пассажиропотока и прочее — все эти работы осуществляются волонтёрами. Трудно себе представить, КАК такое количество людей по собственному желанию и абсолютно бесплатно обеспечивает жизнь такой сложной транспортной системе, как действующая железная дорога, выполняя все задачи от машиниста до уборщика станции, от инженера до буфетчицы. Хоть в какой-то степени причастные к GWSR британцы, даже те, кому всего лишь посчастливилось прокатиться на поезде, говорят о вкладе волонтёров в эту работу с нескрываемой гордостью.

blank
Виадук Гленфиннан

Стать волонтёром или членом сообщества, поддерживающего GWR Trust, очень просто – достаточно заполнить заявку на сайте GWSR. Это — один из самых простых способов поддержать GWSR и быть в курсе всего того, что с ней происходит. Ставка членства от 13 фунтов в год с привлекательным пакетом бонусов:

  • Четыре экземпляра ежегодного журнала «Корнуолл»,
  • Ваучер на бесплатный дневной проезд каждый год по GWSR, за исключением специальных мероприятий и поездов Санта-Клауса,
  • Ваучер на 5 фунтов стерлингов от стоимости билета для другого человека, путешествующего с вами, или для вас во время следующего визита,
  • Возможность поучаствовать в работе на железной дороге,
  • Возможность встретить друзей.

Поездка от Бродвей до Челтнема

На стилизованной под начало 20 века железнодорожной станции Бродвей толпа, состоящая в основном из британских туристов, большая часть которых – бодрые пенсионеры, и нескольких местных жителей, использующих дорогу для передвижения между соседними деревнями, волнуясь и вытягивая шеи высматривает приближающийся поезд. Поезд не спешит, пыхтит потихонечку, иногда подавая приветственные, не особо громкие сигналы. По прибытии локомотив и вагоны поражают своей миниатюрностью. Внутри, конечно, проведена некоторая модернизация: сиденья, например, мягкие. А вот кондиционеров нет. Проводник в винтажной форме выполняет роль экскурсовода. Поезд движется медленно, с частыми остановками, характерным перестуком колёс и покачиваниям. Частенько останавливается. Ну точно как обычный российский поезд. Современные британские поезда движутся плавно и беззвучно, как на воздушной подушке. Так что прогулка на винтажном поезде – это как путешествие в прошлое: для кого-то в детство, для кого-то в молодость. 

blank

На одной из станций (а всего их 5, но не все работают, выполняя только декоративную функцию) можно выйти, чтобы выпить кофе в стилизованном под относительную старину буфете или купить мороженого. Но приятнее всего всё-таки ехать. За окнами плавно разворачиваются виды Котсуолда: холмов и полей с редкими лесочками и частыми сонными деревеньками и фермами, построенными из светлого известняка может 100, а может 500 лет назад. Как понять издали, если в этой местности веками строят из одного материала примерно в одном стиле, который нам знаком по английским телевизионным детективам про отца Брауна или мисс Марпл? Просто сказочные ощущения провала во времени: безмятежности, красоты и вечности. Примерно через час поезд прибывает в Челтнем, а во второй половине дня так же степенно двигается назад. В какой-то момент поезд проезжает мимо огромного угольного склада, который напоминает о том, что в вашем локомотиве есть топка, котёл, паровой механизм – всё по-честному. Но если ветер в сторону вагонов, дым и копоть из трубы точно не дадут вам об этом забыть. 

И вот поезд прибывает в Бродвей. Пассажиры выходят из маленьких вагончиков, проводник произносит прощальные речи с пожеланием увидеть всех снова, а машинист, он же кочегар, выглядит уставшим, но удовлетворённым, так, будто он и впрямь владеет секретом управления новейшего мощного, сильного и быстрого транспортного средства, которому нет равных в его время. 

Добавить комментарий