ИН-Центр

blank

ИН-Центр 

Автор: М.Б.Нургалиева (г. Находка)

Марина Борисовна Нургалиева, директор музейно-выставочного центра города Находки, создатель ИН-центра

Интервью берёт Антон Лагутин, эксперт в области использования новых информационных и управленческих технологий в музейной работе, консультант и эксперт по разработке концепции музейного развития и проектно-аналитической деятельности музея. 

А.Лагутин: Дорогие друзья сегодня мы в очередной раз встречаемся с вами в рамках проекта «Библиотека наследия».

У нас в гостях Марина Борисовна Нургалиева, директор музейно-выставочного центра города Находки. Это музей, с замечательной экспозицией, с постоянно сменяющимися выставками. Но поговорим мы не о музее, а о деятельности Марины в рамках создания ИН-Центра, центра социокультурных инноваций Находки.

И первый вопрос: Как и когда вы стали заниматься этой темой, чем занимались раньше? Каково ваше, что называется, происхождение в профессиональном смысле?

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СМЫСЛ НАЗВАНИЯ 

М.Нургалиева: Спасибо за приглашение «Библиотеки наследия» стать частью вашей библиотечной коллекции опыта. 

Всю свою жизнь я работаю в музее сознательно. В 1991 году пришла работать в музей младшим научным сотрудником. С тех пор не меняла место работы. Хотя не раз меняла направление: занималась детскими программами, проектной деятельностью. Три проекта:  «Палеодеревня», «Музей на роликах», «Два капитана» мы осуществили при поддержке фонда Потанина. Во всех этих проектах мы выстраивали партнерские взаимоотношения с учреждениями науки, образования, а так же,  с бизнесом и властью. Мы увидели, каких результатов может добиться музей, работая  на разные аудитории, выйдя из своих стен. 

Имея грантовую историю, мы рискнули подать заявку на создание центра социальных инноваций в сфере культуры. Громко заявили о том, что готовы к изменениям сами и готовы менять что-то вокруг. Это эксперимент был не только для нас, но и для всего города.

Откуда взялось такое короткое и емкое  название проекта? Я видео много проектов, которые победили  в конкурсе на создание подобных центров социокультурных инноваций, у всех были довольно скучные и длинные названия. Как родилось ваше название? Был ли предварительный «мозговой штурм»?

— Я могла бы сказать, что это был мозговой штурм, но, на самом деле, название пришло молниеносно. Это было на кухне, у меня дома. Ну  знаете, такое бывает…

Озарение!

— Озарение. «ИН» — сокращение, аббревиатура. ИН — инновации, Н — Находка. Это начальные буквы очень важных для нас, основополагающих терминов и слов: интеграция, инновация, инклюзия. Сначала сомневались, всем ли будет понятен смысл. В процессе работы над логотипом, выяснили, что и в латинской раскладке сокращение «IN» содержит глубокое значение (предлог «в», как приглашение войти). После этого открытия, все достаточно легко приняли конструкцию и сомнений она больше не вызывала.

РАБОТА С НАСЛЕДИЕМ

На какие культурно-символические ресурсы вы опирались при создании проекта?

В первую очередь мы ориентировались на сохранение историко-культурного наследия. Оно заброшено, недооценено, не используется для развития города. Мы хотели посмотреть, есть ли у наследия потенциал, может ли оно стать материалом для реализации творческих идей горожан. И, безусловно, то, что мы накопили в фондах музея, весь наш коллекционный арсенал – все это было очень важно использовать. Все наши предыдущие проекты  очень хорошо «сыграли» на дальнейшем развитии. Нашей стартовой площадкой я считаю реализованный проект «Город по имени Находка». В рамках этого проекта мы вместе с проектировщиками Ксенией Филатовой и Андреем Рымарём обновили нашу экспозицию. А также, провели порядка 50 встреч с разными аудиториями в попытке выяснить, что для горожан Находка? Какое у нее будущее? 

    Другой наш проект 2006 года «Палеодеревня» имел целью возрождение интереса к древнему прошлому, к археологии. В рамках проекта мы создали ряд образовательных программ для подростков. 

   В ходе реализации этих проектов мы познакомились с огромным числом людей и осталось сделать единственный шаг, который позволил бы всех объединить. Таким шагом и стало создание «ИН-Центра», объединившего людей из разных концов света, с разным социальным статусом. 

    Благодаря ИН-Центру представители бизнеса увидели наконец в нас серьезного партнера. Они приходят к нам за новым «видением», за проектными технологиями и открывают для себя новый мир. Оказалось, что многие из них готовы к созданию и осуществлению социокультурных проектов, но не знают «механики». Очень приятно, что мы помогаем бизнесу с этим разобраться, мотивировать. 

Поговорим подробнее об этапах развития проекта, о  людях, которые его реализовывали. Интересно, менялась ли команда проекта, задачи, методы в процессе его реализации? С какими проблемами вы столкнулись? 

КОМАНДА

—  Основа команды – сотрудники музея. Но команда пополнялась и извне. Главным образом, людьми, прошедшими через наши семинары. Влились в команду и руководители самостоятельных внешних проектов, которым мы помогли на определенном этапе.  Я их считаю полноправными членами нашей команды. 

СЛОЖНОСТИ

   Какие сложности? Например, постоянно необходимо осваивать новые навыки, компетенции и, в связи с этим, главное требование к члену команды — учиться. Я рада, что в нашей команде есть молодежь, свободно освоившая информационные технологии и помогающая нам в них разобраться.

    Еще одна сложность в том, что сотрудники музея пока вынуждены совмещать основную работу в музее с работой в ИН-Центре и рабочего времени не хватает. Стоит вопрос о том, чтобы выделить ИН-Центр в отдельную структуру с отдельным штатом сотрудников, чтобы повысить его эффективность. 

Расскажите подробно о проекте, этапах его реализации. С чего начиналось? К чему пришло? Какие изменения претерпела первоначальная концепция проекта в ходе его реализации? 

ПРОСТРАНСТВО

    Начиналось все с идеи создания нового публичного пространства. На первом семинаре мы привлекли к работе дизайнера. Участники семинара формулировали свое видение пространства, и на этой основе было составлено техническое задание. К примеру, один участник говорил: «Очень важно, чтобы была какая-нибудь такая комнатка для переговоров, закрытая». Так у нас появилась «переговорная», небольшой коворкинг с библиотечкой, где можно встретиться, что-то посмотреть, полистать нужную литературу, провести консультацию. Кроме этого, теперь у нас есть основной просторный зал для проведения семинаров, тренингов, выставок. Продумано было все до мелочей, даже цвет и дизайн кресел. Комфорт и удобство посетителей для нас было в приоритете, поэтому мы не экономили на вентиляции, кондиционерах, проекторах. 

     Приятно, когда люди в книге отзывов пишут, какой у нас современный, удобный музей, благодарят за то, что у нас все просто и понятно. Нам важно понимать, что мы не зря работаем, и что наше  дело помогает городу, жителям. 

ФОРМАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИН-ЦЕНТРА

— На базе ИН-Центра нам было интересно отработать некий механизм взаимодействия с выходом на конечный результат. От того момента, как человек пришел со своей идеей, мы его проводим через серию образовательных семинаров по созданию социокультурных проектов и далее он свой проект осуществляет.  В реализации этой идеи нам помог  нам помог наш партнер, ЦСИ «Библиотека Наследия». Совместными усилиями мы помогли создать семь пилотных проектов. Сейчас эти проекты уже находятся в стадии реализации. 

    Вторая история  —  работа с брендами Находки. Тут важно было выстроить определенную схему, создать механизм. Механизм следующий: выделяется некоторое количество предполагаемых брендов, а затем, в результате проектной деятельности, мы должны «выйти» на конкретные продукты. Сейчас мы находимся на стадии «отработки» этого механизма. Предположительно через месяц мы будем готовы проанализировать то, что у нас получилось, а затем оформим результат в определенный кейс.  Хотелось бы, чтобы эту готовую технологию мог использовать любой городской центр, клуб. Хотя она может быть расширена и до границ региона, потому что есть запрос. Министр культуры сама приезжала на последний семинар, знакомилась с опытом ИН-центра. Мы не намерены сидеть на багаже, мы хотим, чтобы наш опыт был доступен всем, кто в нем заинтересован.

     Благодаря фонду, мы имеем возможность гибко подходить к своему графику, где-то что-то менять, корректировать. В процессе у нас, конечно, возникли изменения. Появились мероприятия, которые, например, не были заявлены, но мы знаем, что это важно. 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЬЮ И  МЕСТНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Действительно, очень важно, что формируется конкретная  технология и что она начинает реплицироваться уже, ну как минимум, на уровень региона. 

   Марина,  можно поподробнее о том,  как складывалось взаимодействие ИН-Центра с местным населением, с муниципальным руководством. Была ли необходимость доказывать свою значимость? 

Мы придерживаемся позиции, что власть — часть нашей команды. Министр культуры —  наш единомышленник и куратор. Не было какого-то недопонимания, наша деятельность,  хорошо вписывается во все муниципальные программы,  нашими результатами гордятся  и отчитываются. Еще до осуществления проекта была выстроена коммуникация и с местными властями, и с бизнесом. Не могу сказать, что все было гладко. Были моменты, когда что-то просишь  — нет возможности. В данном случае было важно запастись терпением и не терять надежды, 

    Для ИН-Центра важно работать не только с организациями, являющимися нашими  постоянными  партнерами. Наша основная задача в выявлении и привлечении новых организаций, людей с их яркими идеями и ресурсами.  Вот сегодня к нам пришел познакомиться руководитель байкерского движения, существующего в Находке уже десять лет. В городе есть спортивное объединение с оригинальным названием «Не будь, как Гриша, беги с нами». Реализуется проект экологический  тропы под названием «Тропа осьминога». Активисты Находки запускают экскурсионный маршрут «Судьба батареи 905». Обо всех этих и других проектах мы знаем и можем подробно рассказать. Проектов  и идей достаточно много. Но, мне кажется, очень важно сохраняя темп, не потерять качество.  

На самом деле, Марина, вы ответили практически на все вопросы. Рассказали и про социальный эффект от проекта в вашем городе, и про то, что будет с ним дальше.  Хотелось бы уточнить: на сегодняшний день сформировано и уже реализуется семь социально значимых проектов, базирующихся на наследии. Скорее всего, они будут успешными. Как вы себе представляете механизм  генерации новых проектов? Что с перспективой развития новых инициатив?

—  Существует опасность, что наш ресурсный центр может превратиться в этакую «мамку», которая вовремя накормит, разжует и в рот положит, все сама сделает. 

     Мне бы хотелось, чтобы то поколение новых проектировщиков, которое сейчас проявилось в пилотных проектах, со временем стало в экспертную позицию, передавало свой опыт, свое понимание. Я считаю, что основа основ в работе над проектом – «мозговой штурм», в ходе которого происходит тесное взаимодействие опытных экспертов и молодых проектировщиков. Мы не оставим практику приглашения «внешних» экспертов. Очень важно «переопыление», «подпитка» от опытных, грамотных людей. Эксперт «взращивается» годами, и для того, чтобы у нас, здесь, в Находке выросли эксперты должно пройти определенное время. 

    Свою роль, как человека, имеющего доступ к ресурсному сообществу, я вижу в том, чтобы отслеживать интересные проекты, приглашать людей, которые эти проекты реализовали, знакомить с ними местных проектировщиков. Я не стою на месте, стараюсь развиваться, продолжаю учиться, потому что в нашем мире — остановка равно смерть, я имею в виду, профессионально. Сейчас участвую в проекте «Этника», в основе которого  подготовка сорока экспертов по десяти разным направлениям или «хабам». Мой хаб — этно-мода. Учитывая что у нас есть проект «Палеодеревня», мне это интересно. Через семинары и вебинары нас учат тому, каким должен быть эксперт в данной области, какими он должен обладать компетенциями. 
 —На этом, пожалуй, все, Марина. Спасибо большое за очень интересный рассказ. Удачи вам! Очень надеюсь, что мы еще не раз встретимся с вами в Находке.

Добавить комментарий