Проект «Детский Достоевский»: технологии и практика работы с ресурсом наследия

blank

Авторы: Лисицкий Андрей Викторович, кандидат культурологии исполнительный директор Сообщество «Лидеры и инновации в библиотеках», Куварзина Юлия Юрьевна, руководитель проектов в сфере наследия Делового клуба «Наследие и экономика». Сайт проекта: dostoevskyfm.ru

Как возникла идея проекта?

В 2021 году отмечался юбилей великого русского писателя — 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского, который родился 11 ноября 1821 года в Москве и прожил в ней до 16 лет. У авторов проекта возник вопрос: «Как же рассказать детям и их родителям про «московское измерение» Достоевского?».

Если задать вопрос любому горожанину на улицах Москвы: «С каким городом у нас ассоциируется Ф.М. Достоевский?» 99%, не задумываясь, ответят: «С Санкт-Петербургом!»

blank

И это — совершенно логично, потому что многие произведения великого русского писателя не только созданы в Петербурге, но пронизаны его духом, насыщены его «кровью и плотью». Но при этом есть и полузабытый, находящийся в тени — Достоевский «московский». И «Москва Достоевского» чрезвычайно важна для понимания личности автора, поскольку именно здесь он формировался как личность, в него закладывались определенные ценности, отношение к жизни, искусству, литературе, людям, Богу. Москва Достоевского — дом его детства, семья и круг родственников, к которым он потом не раз приезжал в разные периоды своей жизни. Это — масса эпизодов в его произведениях. Это — любимые с детства места, по которым он, в качестве гида водил свою жену. Наконец, Москва — место, где находится могила его матери. А если брать шире — в нашем настоящем «Московский регион» (Москва и Московская область), то это — ещё и село Даровое под Зарайском (тогда — Тульская губерния). В нём прошли сами счастливые дни его детства и случилось одно из самых печальных событий — смерть отца. Всё это вместе создает мощнейший и интереснейший пласт материального и нематериального наследия, к которому можно прикоснуться и узнать много нового и захватывающего, не только про классика русского литературы, но и про столицу 20-80-х годов XIX века. Но многие ли из нас хорошо знают или слышали про именно вот этого, «Московского Достоевского»? Ответ — очевиден: немногие.

И еще один вопрос, который возникает в ходе этих размышлений — а кому и зачем в вечно спешащем мегаполисе это нужно? Мы, авторы проекта — А. Лисицкий и Ю. Куварзина — решили, что, прежде всего, это нужно детям и их родителям. Сам Фёдор Михайлович, при этом, может быть гениальным гидом, проводником для подростков в мир Москвы 20-30-х годов XIX века. Достоевский «поможет» этой целевой аудитории не только лучше узнать и «присвоить» город, в котором они живут, но и начать знакомство с безумно сложным, но захватывающим миром творчества и личности Ф.М. Достоевского. В нем, в этом мире, оказывается, тоже есть произведения для детей и про детей и подростков. Так появилась идея проекта «Детский Достоевский», который позже был поддержан Фондом Президентских грантов. Идея проекта состоит не только в знакомстве с московским детством писателя и путешествии на своеобразной «машине времени» в город его детства. Дети и подростки в нашем начинании не просто пассивные получатели информации, а активно вовлечены в реализацию проекта, создание различных информационных продуктов.

Какую методику по выявлению культурно-символических ресурсов вы использовали? 

Но, чтобы превратить идею в полноценный проект, в начале, необходимо было выявить культурно-исторические «московские» культурно-символические ресурсы, связанные с Феденькой Достоевским и сформулировать истории, которые будут рассказаны подросткам и их родителям. В данном процессе была использована методика нашего коллеги — президента Делового клуба «Наследие и экономика» Д. Ойнаса — «Ромашка смыслов» (методика создания ментально-эмоциональных карт — гипертекстов на основе местных культурно-символических ресурсов и их связей)

blank

В её основе лежит выявление культурно-символических ресурсов, локализованных в конкретном месте, и символического окружения, выбранного героя, формирование «чувственного гипертекста». Их можно извлечь из воспоминаний о писателе, историко-краеведческой информации этого периода, дневников и произведений и т. д. Всё это дает нам не только представление о Ф.М. Достоевском, как локальном московском и подмосковном «герое», но и материал для проектирования. Смысловые «растяжки» показывают эмоциональные связки с материальным и нематериальным наследием. К примеру, символ «Настоящий огонь» связан с прозвищем Феденьки в детстве. Андрей Михайлович Достоевский вспоминает: «Старший брат Михаил был и в детстве менее резв, менее энергичен и менее горяч в разговорах, чем брат Фёдор, который был во всех проявлениях своих настоящий огонь, как выражались наши родители». (Из книги: Достоевский А.М. Воспоминания. М.: Аграф, 1999).

Где проводился проект?

Основной площадкой проекта была определена Библиотека им. Ф.М. Достоевского (Москва), выступившая одним из его инициаторов. Также были привлечены в качестве партнеров: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» (Усадьба «Даровое» — Московская область) и Московский дом Ф.М. Достоевского (Москва).

blank

Таким образом в проект были включены все три точки, связанный с героем проекта в Московском регионе. Одной из задач авторы проекта ставили — продвижение материального наследия и мест Московского региона, поэтому участие партнеров-музеев, посвященных пребыванию в детстве Ф.М. Достоевского было очень важно.

Кто стал целевой аудиторией проект?

Принципиальной позицией в проекте был выбор «ядерной» целевой аудитории – школьников 14-16 лет. Также было важно, чтобы детский проект был реализован при активном участии самих детей. К примеру, образ проекта был отрисован в стиле «аниме» молодой художницей 19 лет Ариной Савельевой. Арина Савельева предложила современный образ подростка Ф.М. Достоевского, используя рисунок художника К.А. Трутовский. Это практически единственный портрет 26- летнего Ф.М. Достоевский в молодости.

При определении аудитории использовались разные методики, например такие, как «Метод пяти вопросов Шеррингтона». Данный метод заключается в том, чтобы задать пять вопросов – что, где, когда, кто и почему – и ответить на них. Чем более точно определена аудитория, тем процесс проектирования и выбора мероприятий проекта становится более предсказуем. Было запланировано, что основные мастерские с детьми будут проводиться по субботам с утра. Однако реальность показала, что подростки Москвы настолько заняты посещением кружков, что посещение большинства мероприятий и возможность участия в них были перенесены на утро воскресенья. А вот с подростками г. Зарайска ситуация вышла кардинально другой: так как некоторые школьники живут за городом в деревнях, то участие в мастерских было удобнее проводить в будние дни после школьных занятий. Второй аудиторией стали студенты-культурологи и художники, которые в рамках практики и получение собственного портфолио выступали кураторами в производстве продуктов.

Какие продукты и формы актуализации наследия применялись?

Выбор подростков как «ядерной» целевой аудитории определило формы подачи информации и продукты: интерактивные лекции, встречу с писателями книги о детстве Достоевского «Огонь с Божедомки», экскурсию и мастерские по разработке аудиогида, путеводителя-раскраски, квиза-викторины. Казалось бы, на первый взгляд, странная идея — сделать Ф.М. Достоевского символическим гидом по Москве XIX века.

blank

Но вот что писала А.Г. Достоевская о своем муже: «С удовольствием вспоминаю остальные дни нашего пребывания в Москве. Каждое утро мы отправлялись осматривать достопримечательности города: Кремлёвские соборы, дворец, Оружейную палату, дом бояр Романовых. В одно ясное утро Фёдор Михайлович повез меня на кладбище, где погребена его мать, Мария Фёдоровна Достоевская, к памяти которой он всегда относился с сердечною нежностью. Мы были очень довольны, что еще застали священника в церкви и он мог совершить панихиду на ее могиле. Побывали мы на Воробьёвых горах. Фёдор Михайлович, москвич по рождению, был отличным чичероне и рассказывал мне много интересного про особенности первопрестольной» (из книги: Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987). Кстати, «чичероне» — это понятие происходит от известного латинского имени «Цицерон», так тогда назвали гидов-рассказчиков.

Интерактивные занятия историка Москвы и замечательного современного «чичероне» Филиппа Смирнова были посвящены быту и московским реалиям первой половины XIX века, который окружал Феденьку и его семью. Каждое занятие сопровождалось не только показом предметов того времени, но их еще можно было потрогать, а иногда даже использовать.

blank

Краеведческие истории легли в основу туристическо-информационных продуктов, которые затем разрабатывали подростки совместно с экспертами. Так, история про Воробьёвы горы была визуализирована детьми на художественных мастерских по созданию путеводителя-раскраски.

В XIX столетии Воробьёвы горы, впоследствии одно из любимых мест Фёдора Михайловича в Москве, располагались на окраине города. Здесь в выходные и праздничные дни проводились народные гуляния. Сюда приходили семьями со своими самоварами, закуской, удобно устраивались где-нибудь на травке и проводили здесь целый день. Под горой слышались песни, играла гармоника, водились хороводы.

В более позднее время состоятельная публика могла позволить себе отправиться в ресторан Крынкина. Деревянное здание ресторана было выстроено во второй половине XIX-го века и стояло на кромке одного из холмов невдалеке от храма села Воробьёва. Крынкин и его наследники превратили ресторан в одно из самых привлекательных мест загородного отдыха.

Закуски в ресторане Крынкина были отменные, славились далеко за пределами города. Например, соленые огурцы русской селекции: клинские, вяземские, муромские и другие. Как только начинали созревать первые огурчики, как мы их сегодня называем корнишоны, начиналась засолка. Рецепт отличался тем, что в бочку закладывалось очень мало соли, но много различных пряностей. Дубовые бочки забивались плотно и по наклонному настилу опускались на дно Москва-реки. Секрет технологии заключался в том, что на дне Москва-реки температура была всегда практически одинаковая, +10 С и весной, и зимой, и летом. Это был естественный холодильник. А поставлялись эти огурцы всего лишь в три места, в три Елисеевских магазина. Один в Москве, один в Санкт-Петербурге и один в Париже. И, конечно, в ресторан Крынкина, который на Воробьёвых горах. Понятно, что это — уже реалии более позднего времени, самого конца XIX века, но сам рецепт огурцов — явно гораздо более ранний, родом из детства Ф.М. Достоевского.

На проведение интерактивной части лекций приглашались коллекционеры и представители небольших частных и муниципальных музеев не только Москвы, но и Подмосковья: «Музея уникальных кукол», «Музея истории русского платка и шали» (Павловский Посад), которые с удовольствием приняли участие в проекте. Иван Николаевич Синюшкин — коллекционер и собиратель сундуков, владелец исторической гостиницы «Усадьба Плешанова» (город Ростов Великий) рассказал ребятам, что с раннего детства до пятнадцати лет братья Фёдор и Михаил Достоевские спали на больших сундуках. Существовали самые разные виды сундуков: типа «матрёшки», когда один сундучок вставлялся в другой; или же особые сундуки-«подголовники», которые подкладывались под голову перед сном, чтобы никто не стянул их вместе с хранящимся в них добром.

blank

Сундук-сейф, которые использовали купцы, в том числе и Нечаевы, был привезен коллекционером на лекцию. Он был весь напичкан «секретами». Когда кто-то из присутствовавших на встрече детей попытался открыть этот сундук ключом, у него ничего не вышло — замок сигнализировал о «чужаке». Только хозяину было известно, где расположена секретная кнопка, на которую нужно нажать для того, чтобы сработал замок. Если же сундук был не такой тяжёлый и вор мог запросто его стащить, то его острейшими саморезами XIX века «элегантным движением руки» прикручивали к полу.

Людмила Владимировна Морозова, директор «Музея уникальных кукол», расположенного на улице Покровка в Москве, показывала детям и подросткам куклы начала XIX века и рассказывала про игры с ними. Отношение к ребёнку в начале XIX века отличалось от привычного нам «мира детства». Его воспринимали скорее, как «маленького взрослого». Куклы были «маленькими дамами», у них имелась богатая коллекция одежды. Для мальчиков предназначались куклы-солдатики со всем обмундированием; пушечки, которые можно было заряжать. У детей из богатых семей были чайные и столовые сервизы; настоящий самовар и печка, которую можно было разжечь, используя щепки в качестве растопки. А при желании, даже кукольный катафалк, чтобы можно было с почестями похоронить отжившую свой век старую сломанную куклу. Позже куклы изменились: у них стали другими пропорции тела, и лица — тоже детскими. И предназначались такие игрушки больше для простой игры, нежели для обучения «взрослой жизни».

blank

Особой задачей для участников одного из занятий стала возможность написать гусиным пером письмо Феденьки Достоевского к своей маменьке. Каждый участник ощипал и заточил перо, наполнил его чернилами и попробовал написать письмо со следующим подлинным текстом Феденьки:

Апрель (после 20) — начало мая 1834. Москва

Любезная маменька!
Когда Вы уехали от нас, любезная маменька, то мне стало чрезвычайно скучно, и я теперь, когда вспомню о Вас, любезная маменька, то на меня нападет такая грусть, что я никак не могу ее прогнать, если б Вы знали, как мне хочется Вас увидеть, я не могу дождаться сей радостной минуты. Всякий раз, когда я вспомню о Вас, то молю Бога о Вашем здоровий. Уведомьте нас, любезная маменька, благополучно ли Вы доехали, поцелуйте за меня Андрюшеньку и Верочку. Целую Ваши ручки и пребуду покорный Вам сын Ваш

Ф. Достоевский.
blank

Интерактивные занятия не только дали подросткам и их родителям знания о быте Москвы начала XIX века, но и через эмоции были направлены на создание впечатлений от соприкосновения с предметами и атмосферой того времени. Именно эти личные впечатления позволили формировать у аудитории эмоциональные связи с героем.

Мастерские проекта «Детский Достоевский» несли задачу вовлечения подростков в процесс создания новых информационно-туристических продуктов. Одним из информационно-туристических продуктов стали аудиогиды «Детский Достоевский» и «Дорога в Даровое». В их основу легли воспоминания и заметки современников, литературные произведения, факты из жизни писателя.

Например, одна из точек пути, озвученная детьми-участниками проекта, повествует о месте рождения великого писателя. На платформе izi.TRAVEl мы слушаем следующий рассказ: «Больница, к которой мы направляемся, в начале XIX века была необычным явлением. Ведь она была бесплатной для бедных людей. На деньги царской семьи были построены и открыты две большие больницы — в Москве и в Петербурге. Здание выглядит очень величественным, чувствуется рука большого мастера, не правда ли? Так и есть: его архитектор — знаменитый зодчий Кваренги. Архитектор строил в основном в Петербурге, но и в Москве есть его проекты, к примеру — Гостиный двор на Ильинке, возле Красной площади.

Но вернемся к нашей больнице. В старой рукописной книге, среди сотен записей о тех, кто родился и умер в этой больнице, есть запись от 1821 года: “Родился младенец в доме больницы бедных у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевскаго сын Феодор” (Из книги: Нечипоренко Ю.Д., Виноградов А., «Огонь с Божедомки. Московское детство Федора Достоевского». М: Август, 2020). То есть именно здесь и появился на свет наш герой!»

Люди получают эмоциональное воздействие через разные органы чувств, именно на этой основе потом рождается ощущение атмосферы, а эмоции переходят во впечатления. В ходе проекта мы пытались задействовать разные источники впечатлений. Аудиогиды, например, работают со «слухом» путешественников. Чтобы информация была лучше воспринимаема подростками, а также с целью вовлечения целевых аудиторий в процесс создания, аудиогид озвучивался именно подростками. При этом заранее подготовленные тексты перерабатывались самими юными участниками в захватывающие истории. Аудиогиды можно послушать по ссылке >>>

blank

Путеводитель-раскраска «Детский Достоевский» стал «творческой провокацией» по визуализации историй. Юным художникам, получающим дополнительное образование по рисованию, были предоставлены тексты 8 историй. В чем же состояла эта провокация? В сплаве историй из детства Феденьки Достоевского и техники комиксов или графического романа. Участников мастерских вдохновили воспоминания о детстве семьи Достоевских и об излюбленных местах москвичей начала XIX века. Конечно, ребята просматривали старые картины, гравюры и фото (тех мест, которые мало изменились на протяжении более поздних десятилетий XIX века) в Интернете, но фантазия у всех работала по-разному. Посмотреть путеводитель-раскраску можно по ссылке >>>

blank

Например, был «визуализирован» образ няни младших Достоевских. Андрей Михайлович Достоевский так описывает ее в своих воспоминаниях: «Говоря о нашем семействе, я не могу не упомянуть об личности, которая входила в него всею своею жизнью, всеми своими интересами. Это была няня, Алёна Фроловна — Алёна Фроловна была, действительно, замечательная личность, и, как я начинаю себя помнить, не только была в уважении у родителей моих, но даже считалась как бы членом нашего дома, нашей семьи. Она была для женщины довольно высокого роста и притом очень толста, так что живот ее почти висел до колен. Ела она страшно много, но только два раза в день: чай же пила без хлеба вприкуску. Кроме обязанности няни, и то только чистой няни, так как стирка детского белья ею не производилась, она занимала еще обязанность ключницы, которую приняла на себя добровольно и постепенно, чтобы помочь маменьке по хозяйству. Одевалась Фроловна всегда очень чисто и ежедневно была в белых кисейных чепцах и тюлевых нагрудниках. Отличались эти чепцы громадными оборками: бывало, как она идет несколько скорее обыкновенного, то оборки эти так и поднимаются вверх».

В семье Достоевских была няня, всеми любимая и уважаемая Алена Фроловна, умершая в глубокой старости. Она была очень полна и грузна, и Михаил Андреевич часто сам «отворял ей кровь», после чего ей всегда становилось легче, и она говорила, что от этой операции она вся «исчезает». Над ее полнотой и «исчезанием» добродушно подтрунивала вся семья. Ее между собою в шутку называли 45-пудовой гирей, «45-пудовая гиря свидетельствует тебе свое почтение», — пишет Марья Фёдоровна из деревни Михаилу Андреевичу.

Квиз «Детский Достоевский» стал форматом викторины, как по местам Достоевского в Москве, так и литературным произведениям, в том числе и для детей. Особой сложностью при работе над квизом с магистрантами кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета стал подбор материала, который рассказывает как о Москве, так и должен быть знаком школьникам, интересующимся творчеством Ф.М. Достоевского. Но в школьную программу входят всего три произведения: «Мальчик у Христа на Елке», «Белые ночи», «Преступление и наказание». К сожалению, стереотипные подходы к личности писателя часто представляют его в основном в трагичном свете и в постоянных духовных метаниях. Нам было важно показать образ живого человека, который не чурался радости, у которого было замечательное детство в Москве и нынешнем Подмосковье, а не образ «бронзового памятника». Пройти квиз можно в онлайн-формате здесь.

Все информационно-туристические продукты: аудиогиды, квиз, путеводитель и лекции — доступны всем желающим на платформе izi.Travel, портале «Узнай Москву», youtube-канале «Библиотека Достоевского» и на сайте проекта: www.dostoevskyfm.ru. 1 июня 2021 г. все участники проекта получили памятные сертификаты, которые тоже актуализировали наследие. На фон сертификата была положены маргиналии Ф.М. Достоевского и контуры двух его любимых храмов в Москве – Церковь св. Космы и Дамиана (ул. Покровка) и Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (снесена в 1937 г.).

blank

«Московское измерение» Феденьки Достоевского — это мир мальчика начала XIX века с семейными традициями и ценностями, любимыми книгами, образованием и играми, кулинарными пристрастиями и семейными чаепитиями, прогулками и любимыми местами, первыми потерями близких людей и поддержкой родственников.

Не секрет, что любовь к литературе, потребность в чтении закладываются именно в детстве. Сказки, прочитанные родным маминым голосом перед сном, вовремя и как будто случайно появившаяся на письменном столе среди стопки учебников книга, невзначай рассказанная история из жизни известного писателя, когда и ему было тринадцать лет — всё это кирпичики прочного личностного фундамента. Он призван дать нынешнему поколению силы выдержать позже жизненные передряги, возможность принимать ответственные, взрослые решения. Одновременно постепенно формируется приоритет истинных ценностей перед сиюминутными интересами. Именно в детстве формируется, а в подростковом возрасте кристаллизуются, такие качества личности, как способность к сопереживанию, доброте и чуткости; умение размышлять и анализировать; желание помогать тем, кому это необходимо. И как раз этому и может научить нас не только великая русская литература, но и сама судьба Фёдора Михайловича Достоевского, его детство в Москве и Подмосковье.

Продолжение проекта стал «Московский Достоевский: семейное путешествие». Однако, об этом проекте мы порталу «Библиотека наследия» расскажем в другом интервью.

Добавить комментарий