Проект «Орнамика»

blank

Автор: Мария Лолейт (Москва)

Мария Лолейт – предприниматель, независимый бизнес-консультант, создатель уникальной цифровой библиотеки орнаментов России «Орнамика», в которой собрано семь тысяч узоров.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

— Хотелось бы узнать о том, как возник ваш проект, что он из себя представляет.

—  Мария Лолейт: Спасибо вам большое за приглашение. 

    Всё началось с хобби. Я не работала никогда в сфере культуры напрямую. Я пришла из сферы бизнес-консалтинга. В какой-то момент поняла, что мне очень интересны узоры. Причем, не только русские, но и, например, восточные. В целом, «Орнамика» — проект по сохранению, популяризации и развитию орнаментального наследия народов России. Под народами России имеем в виду всё то разнообразие различных народностей, которые сегодня проживают в России. Их десятки, соответственно, десятки различных культур, каждая из которых обладает собственным стилем в декоративно-прикладном искусстве. «Орнамика» старается их классифицировать, «оживить» через определенные проекты, эксперименты. 

     История «Орнамики» началась с идеи создания выставки, которая бы показала, что в России существует не только хохлома и гжель, чтобы типичных стилей в сознании обычных людей и профессионалов (дизайнеров, маркетологов) стало больше. С этой задумкой я стала ходить по библиотекам в поисках некоего классификатора орнаментов России. Даже со списком книг (библиографическим указателем – прим. ред.) тоже оказалось сложно. Тогда пришла идея создания цифровой базы. Таким образом, «Орнамика» – это электронная библиотека, база данных со свободным доступом, где можно найти любой узор. Наша библиотека для широкой аудитории: для дизайнеров, маркетологов, искусствоведов, преподавателей, мастеров и просто для любителей орнаментов. Ее можно использовать для обучения, саморазвития и вдохновения. Базой данных может воспользоваться человек из любой страны, мы переводим ее, хотя и с небольшим отставанием по материалу, на английский язык. 

    На сайте существует удобная система поиска и рубрикатор по видам декоративно-прикладного искусства и стилям, по векам. Можно использовать временную шкалу для поиска. Можно использовать виды объектов. Например, меня интересуют сундуки, я выбрала сундуки и вижу только сундуки. По видам элементов. Мне, например, нужны птицы России, я нажимаю птицы и вижу всё про птиц. И по номеру. Мы стараемся, чтобы были удобные фильтры для того, чтобы человек не ушел от нас без результата. 

     Вообще, изначально, мы называли себя библиотекарями. То есть, мы как библиотека, предлагаем каталог, рекомендуем, на какой «полке» Только наша библиотека трансформированная, современная. 

     Еще одно сравнение. «Орнамика» — это своеобразная «Википедия» узоров России. Сейчас мы думаем о том, чтобы её расширять, выходить за пределы узоров нашей страны.

Расскажите, как вы от работы в консалтинге «пришли» к проекту «Орнамика».

—  Я не оставила своих прежних занятий и продолжаю выступать уже как независимый бизнес-консультант. Но даже когда я работала в сфере бизнес-консалтинга, мне всегда были интересны проекты, связанные с человеком. Мне было бы очень скучно работать в сырьевой индустрии, там, где не чувствуется человек непосредственно. Меня всегда тянуло к какой-то гуманитарной составляющей, где ты делаешь и видишь результат.

ЦИФРОВАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА

Мария, я читала, что вы занимаетесь цифровой гуманитаристикой. Расскажите, пожалуйста, что такое цифровая гуманитаристика и как вы ее применяете. 

 —  «Орнамика» и есть цифровая гуманитаристика. По-английски это называется «digital humanities». До недавнего времени, до XXI в., в академической среде, четко разделялись два метода: математический, машинный метод исследования, применимый к точным наукам, и  гуманитарный метод познания, анализа, сохранения информации, применимый к текстам . С появлением новых технологий в первую очередь, дающих возможность обрабатывать гигантские объёмы информации, начинает развиваться, например, цифровая лингвистика. Стал возможным перевод текстов в машинный алгоритм. В лингвистики проще привести этот пример, потому что слова тоже в каком-то смысле алгоритмичны. В историю, культурологию, археологию сейчас тоже внедряются эти цифровые технологии, и соответственно, используется цифровая гуманитаристика, как способ математического структурирования текстов. 

     Почему «Орнамика» является проектом в сфере цифровой гуманитаристики, потому что основа проекта в том, чтобы брать 300-400-500 книг, которые написаны в разное время, разными авторами, в совершенно разной стилистике, и упаковать в одну структурированную базу данных. Стараясь ещё по пути совершать как можно меньше ошибок, потому что при любой такой критической трансформации информации, конечно же, возникают ошибки. Был выбор: делать ли это машинным методом или вручную. И мы поняли, что будет быстрее и дешевле сделать это вручную. Потому что книги написаны очень по-разному. Фактически под каждую книгу, нужно написать свой алгоритм.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И РАБОТА С МУЗЕЯМИ

Мария, из каких источников вы собирали информацию? Сколько времени вам на это потребовалось?

 —  От первого посещения Ленинской библиотеки в 2017 году до запуска проекта в 2020 прошло чуть больше трех лет. Такими образом, мы начинали с посещения библиотек, с исследования книг по теме. В дальнейшем мы обратились к торентам,  искали текстовые документы по орнаментам. С момента запуска «Орнамики», основным источником информации для нас стали музеи. Либо мы сами обращаемся к музеям, либо они выходят на нас.  Среди них небольшие, камерные музеи, которые хотят, чтобы их небольшую экспозицию увидели не только 1000-2000 человек, которые проходят в музей за год, а любой человек из любой точки мира. А также, федеральные музеи, заинтересованные в представлении, популяризации своей коллекции. 

— С какими музеями у проекта  наиболее успешное сотрудничество?

 —  Первым музеем, который с нами связался, был музей Царицыно. У них имелись фотографии архитектурных элементов с резьбой. Они готовы были нам их передать. Кроме того, их специалист вызвался сделать для нас музейное описание этих элементов и оформить правильные теги к ним. 

    С Дербентским историко-архитектурным музеем была другая история. Мы очень хотели пополнить  базу орнаментами с  дагестанских ковров. Мы сами связались с музеем. Нам выделили сотрудника, прислали фотографии, но эти фотографии никак не вписывались в формат нашей базы. Мы сами искали фотографа и на месте организовывали фотосъемку. Со съемочным процессом возникли проблемы из-за погоды. И в отличие от работы с музеем Царицино, где все получилось быстро, удачно и четко, здесь пришлось довольно долго ждать, решать технические проблемы. Но результат получился такой же стоящий. 

    Вообще, со всеми музеями, с которыми нам довелось работать (порядка 20), мы всегда доходили до публикации, и не было такого, чтобы отношения прерывались на полпути. 

В поиске информации по музеям, мы руководствуемся частным интересом. Например, если видим, что у нас есть «пустоты» по субъектам федерации. Вчера я поняла, что у нас нет информации из Ростовской области. Мы сейчас посмотрим, какие есть музеи в Ростовской области, о чём интересно рассказать, и мы им напишем. Кто ответит, кто-то не ответит, мы не можем на это влиять. Либо бывает так, что мы составляем какую-нибудь статью. Например, мы увлеклись удмуртским орнаментом. У нас было много материала по удмуртским орнаментам как раз из советских книг, справочников. Мы направляем письмо в музей, где есть нужные нам экспонаты и просим музейного специалиста стать рецензентом нашей статьи, добавить нужную информацию, которой у нас нет. Музеи, в свою очередь, могут совершенно свободно использовать в своей работе наши материалы, фотографии. Такая двойная польза. 

      Существуют еще зарубежные музеи, с которыми мы сейчас работаем. Это не прямая работа, когда мы написали, позвонили. Это исключительно технологическая работа. На сайте «Орнамики» сейчас уже где-то 230-240 объектов из музея Метрополитен. Это русские вещи, вывезенные за границу в начале XX века. Теперь их изображения доступны на сайте музея по лицензии Creative Commons. Creative Commons – это современный вид лицензии на творческий продукт, которая предполагает его свободное использование. Можно брать эти изображения в высоком разрешении, использовать принт на кружке, одежде, при этом, даже не договариваясь с музеем напрямую. Аналогично работает Art Institute в Чикаго, крупные музеи Японии. 

      В России совсем другая, но очень уважительная практика. Наши музеи не передают интеллектуальные права на свои объекты, мы не становимся владельцами изображений. Мы обязательно указываем авторство статьи, фотографий, благодарим музей и сотрудников, которые в написании статьи участвовали. Если музеи используют нашу информацию, то обязательно упоминают нас. Это здорово.

КОМАНДА ПРОЕКТА И ПАРТНЕРЫ

-Мария, расскажите о команде проекта. Сколько сейчас людей в проекте? Как подбиралась команда? 

— Мне кажется, что при полной дистанционности мы все равно можем считать себя полноценной  организацией. С нами работает 20-25 человек. Это много, потому что у нас много разных компетенций. Есть культурологи, которые собирают информацию, перепроверяют информацию, вычищают ошибки из той базы, которая сейчас есть, коммуницируют с музеями. Есть контент-менджеры, занимающиеся «переносом» информации из книг в нашу базу. Они знают, как работает база данных, разбираются во всех нюансах загрузки изображений. Мы не можем обойтись без технической команды. Это люди, которые создавали сайт. Сейчас в связи с тем, что мы хотим «Орнамику» расширять до международного уровня, у нас меняется рубрикатор,  интерфейс, нам нужна их помощь. Но люди из технической команды не состоят у нас в штате, это аутсорсинг. Есть также, большая команда дизайнеров и художников, которые тоже работают удаленно.

    Собственно, если мы говорим про основной состав «Орнамики» — это всё. Сейчас мы думаем о новых направлениях, где нужны новые компетенции. Если мы думаем про образование, то нам нужны методисты. 

     У нас есть партнёры, которые делают для нас часть работ. Помогают нам выйти на новый уровень. Сейчас мы находимся в партнёрстве с одним голландским университетом. Они тоже нас сами нашли. Это институт передовых компьютерных технологий при большом Лейденском университете. Учёные университета обратились к нам, потому что для своих кандидатских работ, магистерских работ им интересно делать исследовательские проекты про методы машинного обучения на каких-то уникальных базах данных, таких, как наша. Они, в свою очередь, помогли нам с некоторыми научными разработками. Например, научили распознавать симметрию в орнаменте машинным способом, с помощью алгоритмов, а не вручную. Теперь мы готовим апдейт такой базы. Такая база может быть полезна для сферы дизайна, фешн-дизайна. Я рада, что мы работаем с этим университетом. И я уверена, что будет больше университетов, научных групп, которые будут с нами сотрудничать. Их мы тоже считаем своей командой, потому что их студенты работают над этой задачей, создают разработку, которая потом находится в открытом доступе и может быть использована нами.

     В свое время, мы предприняли попытку задействовать волонтеров для выполнения определенной работы. Но в нашем случае, это оказалось проблемой. Перед волонтёрами, как мне кажется, нужно ставить такие задачи, которые имеют реальный, ощутимый результата, как, например, покраска забора, фасада здания. Мы такого предложить не можем. У нас нудная, требующая много времени и высокой концентрации работа по загрузке материалов в Excel. Человек при этом, не видит ощутимой и быстрой пользы от своей помощи и его мотивация быстро исчезает. Получается, что мы тратим время на объяснение специфики, на обучение, а человек просто «исчезает» через день.

— У вас есть конкуренты, как вы считаете?

 Мы вообще не думаем понятием «конкуренты». Мы думаем понятием «партнёрской сети». Нам интересно, чтобы с нами сотрудничало как можно больше музеев. Интересно сотрудничество с мировыми цифровыми площадками, работающими в области культуры и искусства, такими как, например,  Google Arts and Culture. Вообще, Gogle Arts and Culture – это огромное вдохновение для «Орнамики». Мы изначально ориентировались на их структуру сайта, на некоторые их способы  подачи информации. 

ЦИФРОВАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАСЛЕДИЯ

Мы так плавно перешли от разговора о команде ко второй, очень важной составляющей проекта – «лаборатории» узоров. Основная идея лаборатории – это интерпретация и реконструкция узоров на основе архива «Орнамики». Расскажите, пожалуйста, об этой части проекта.

—  Мы создаём векторные реконструкции старинных узоров и дизайн-решение на основе этих старинных узоров. На сайте есть раздел «Реконструкция» на сайте, но он пока не до конца отражает всё, что мы делаем. 

     Мы пришли к выводу, что наши пользователи из сферы дизайна, которые приходят за конкретным конечным продуктом, не нуждаются в первоисточнике. Им не нужен старинный узор в его изначальном варианте, им нужно нечто на его основе. Мы берём за основу мотив орнамента с сундука, к примеру, который был по сундуку выстроен, вплоть до того, что обведён в рамку. Мы «освобождаем» орнамент, убираем рамку и делаем некоторое количество рекомпозиций этих элементов, не меняя их цвета, не меняя их характер, начертания.

    Понятно, что мы не говорим о реконструкции в классическом смысле слова. Наша реконструкция цифровая. Мы не используем нитки, краски, стамески. Правильнее даже будет называть процесс «реконструкцией мотива узора». Потому что мотив – это характер очертаний, характер цвета, композиции. Наша «реконструкция» — это не реконструкция материального объекта, это «повторение» графики, начертания определенного узора. Искусствоведы, возможно, с нами не согласятся, но есть огромное количество современных дизайнеров, которых очень вдохновляет подобная графика, им всё понятно, они понимают и принимают условность этого слова. 

     При всей условности терминологии, мы очень основательно изучаем узоры перед реконструкцией. Не так давно мы работали с узором «лицевой» части одного старинного сундука. Долго с коллегами спорили по поводу оттенка зеленого, так как узор был изображен на старой выцветшей фотографии плохо передающей цвет. Речь идёт о пермогорской росписи. До сих пор есть центры пермогорской росписи и отдельные мастера. Они следуют «мануалам», методичкам, их объекты очень яркие. А старинные объекты очень тусклые. И перед нами вопрос: мы должны смотреть на то, что делают современные мастера или мы должны что-то надумывать? И пока мы спорили про этот зелёный, я начала у нас в базе, практически в первоисточнике, откуда пришла эта картинка, читать. Я читаю и понимаю, что читаю не про тот объект, потому что говорят, что уникальной особенностью этого объекта было то, что он лазурный, бирюзовый. И я понимаю, что мы спорим о зелёном, а он на самом деле бирюзовый. Сто процентов, это не тот бирюзовый, что был изначально, но исследование помогло добиться некоторого сходства, аутентичности. 

     Наша реконструкция – это еще и интерпретация, переосмысление. Когда мы интерпретируем узор, мы стараемся достичь максимального эффекта новизны и парадоксальности, меняя как можно меньше. У нас есть даже некая система критериев. Замечательный советский искусствовед Юрий Гирчук, специалист по орнаментам, на работы которого мы ориентируемся,  занимался исследованием проблемы: являются ли орнамент и узор искусством или это просто «бытовое украшательство». Он пришел к выводу, что это искусство. Гирчук выделяет основные составляющие орнамента: композиция, ритмика, цветовая схема, характер начертания отдельных элементов. В своей работе мы тоже подходим к орнаменту, исходя из этих составляющих.

Это и есть то, почему вас можно называть проектом, сохраняющим и популяризирующем культурное наследие?

—  Да, это в части популяризации. Мы даём инструменты современным дизайнерам, чтобы им удобнее было этим пользоваться. Сейчас мы активно накапливаем реконструкции. Мы всё не выкладываем, не потому что мы боимся, что что-то начнут перерисовывать, а потому что мы понимаем, что это не должен быть просто такой раздел на сайте. Мы хотим выделить эту часть проекта в отдельный «субпроект», который был бы полностью посвящён этим современным «переработкам».  

—  Мне ещё интересно вот что. У вас есть база узоров. Приходит кто-то и хочет сделать что-либо, связанное с дизайном: одежда, интерьер или что-то ещё. И использует ваши материалы. Почему это в свободном доступе? Интересно, как устроена эта система. 

—  Использование наших материалов не бесплатно. Мы продаём лицензию, но спрос пока очень небольшой. Например, один из ресторанов Калининграда владелец решил оформить в русском стиле Ему понравился конкретный орнамент, мы передали его по лицензии в «пользование». И нам платят за его использование. Если бы они просто скачали картинку, то не могли бы ей весь лист залить. Да и перерисовывать со старинного объекта сложнее. А когда есть вектор, его обвести гораздо проще, чем перерисовать. 

     Или вот еще был такой опыт. К нам обратилась крупная компания, занимающаяся выпуском изоляционных труб и коробов для узлов электрификации. Вся их продукция выглядит абсолютно «промышленно», а им хотелось выпустить яркий красочный новогодний каталог в «русском» стиле. Мы предложили им один из интерпретированных нами паттернов вышивки. Получилось очень красиво. Каждый из объектов из продукции на предложенном нами фоне смотрелся как объект искусства. 

    А вообще, я не считаю, что можно получить значимую коммерческую выгоду, создавая дизайн-материалы только для российского рынка. Мы думаем о создании цифрового магазина графики, ориентированного на другие страны, на англоязычное дизайн-сообщество. Но в этом случае он должен быть не только про русские народные или российские орнаменты, он должен покрывать более широкую «поляну». 

Учитывая, что в России с авторскими правами, с интеллектуальным правом всё очень сложно, как вы защищаетесь вообще?

—  С авторскими правами в принципе очень сложно, когда мы говорим о наследии, потому что наследие нам никому не принадлежит. Нашим, в конечном счете, является только «производное».  

— Мария, существование вашего проекта и дальше планируется только в он-лайн формате или вы с какими-то формами планируете выход в офф-лайн? 

— Если речь о создании музея, то это не возможно, так как у нас нет реальных объектов. «Орнамика» — цифровая база. 

    Был момент в первые недели после запуска, когда нам звонили и предлагали вместе делать ковры, керамику. Но чтобы выпускать серьезные продукты под брендом «Орнамики», нам нужно быть уверенными в качестве  конечного продукта. Уверенными мы можем быть, только если это наше собственное производство. Чтобы иметь своё производство, мы должны научиться делать керамику, мы должны научиться ткать ковры. Чтобы полноценно развивать фэшн-бренд, нужно начать заниматься фэшн-бизнесом. Это очень сложный бизнес. А вот о магазинчике сувениров, как об «имиджевой добавке», мы серьезно подумываем. 

Какие у проекта каналы дохода, если они вообще? 

    — «Орнамика» не зарабатывающий проект. Это инициатива на самофинансировании. Однажды нашим спонсором выступил AliExpress. И это было просто волшебное спонсорство, даже не спонсорство, а партнерство. Мы задумали выставку, а они нам позволили сделать всё, что мы хотели и помогли технически, финансово реализовать. Это была выставка с роботом. Но такая история – единична. Еще у нас бывают  незначительные поступления от дизайн-услуг. Но я не ожидаю, что дизайн поможет нам «вырасти» до супербизнеса. 

ОТНОШЕНИЯ СО СМИ

Как о вас узнают? Как вы в проекте выстраиваете отношения со СМИ?

 —  Я заметила, что если представители СМИ находят проект, который не пытается на чём-либо заработать, они  с удовольствием готовы о нем  рассказать. 

    На моменте публикации сайта с нами работал пиар-специалист, который разослал информацию об «Орнамике» в определенные СМИ. О нас написали «Афиша», «Стрелка», «ТАСС». А потом «пошла волна», которая тут же привлекла к нам музеи, печатные издания, телевидение. Год назад совместно с Радио Культура мы запустили ежедневную передачу. В первой части нашей короткой программы мы с культурологом Лизой  рассказываем об истории и особенностях какого-то одного узора или росписи из нашей коллекции. А во второй части программы специальный гость, например, актер или хореограф, рассматривает орнамент и рассказывает слушателям с чем он у него ассоциируется. Человек говорит: «Да вообще я тут тетрис вижу. А это индюк клюёт петуха. С искусствоведческой точки зрения это бессмысленно, но забавно и способствует привлечению аудитории. Таким образом, о нашем проекте узнают, слушая радио, листая соцсети. Я знаю, что  в Инстаграме есть возможность показать тот или иной пост большему количеству людей. Но мы пока активно не занимаемся продвижением проекта через соцсети. Вообще, сейчас у нас нет возможности по времени методично и целенаправленно работать со СМИ. Откликаемся  только в случае, если к нам сами обращаются и предлагают о нас рассказать. 

В чем секрет успеха «Орнамики»?

— Орнаменты – очень интересная тема. Мы не пишем про квантовую механику, мы рассказываем про то, что близко. Очень специализированная тема оказалась интересна широкой аудитории: выпускникам дизайн-курсов ВШЭ, пенсионерам, занимающимся вышиванием, мастерам, работающим с деревом.  

Спасибо вам большое. Мне было очень приятно пообщаться с вами.

— Супер. Мне тоже.

Добавить комментарий