«Заповедные кварталы»
АНО «АСИРИС» (г. Нижний Новгород)
Автор проекта: Нина Ершова
Нижний Новгород считается неофициальной столицей стрит-арта в России. Именно работы уличных художников на фасадах домов стали стимулом к восстановлению квартала деревянных домов и поводом поговорить о ценности такой среды в Нижнем и других исторических городах.
Проект «Заповедные кварталы» начался с квартала церкви Трех Святителей. Территория стала местом масштабной реставрации исторических домов, поводом для гордости жителей за свою историю и объектом туристического интереса. Проект показал себя успешным. Сейчас в работе еще одна территория – Студеный квартал, но наше интервью посвящено больше итогам работы в первом квартале.
Как стрит-арт может оживить город и поднять волну интереса к его истории, рассказывает автор «Заповедных кварталов» Нина Ершова.
— Как вы начали заниматься этим проектом, чем занимались до этого, что подвигло на проект, как стала складываться ситуация?
Нина Ершова: Я закончила строительный институт в 1986 году. И меня очень интересовала деревянная архитектура. В конце 1980-х годов активные жители города объединились в «Общество добровольных помощников реставраторов», и они начали помогать профессиональным реставраторам восстанавливать нижегородские храмы, начиная с разбора завалов, в том числе из церкви Трех Святителей в одноименном квартале. Я также принимала участие в субботниках. И уже тогда казалось, что исторический центр должен сохраняться. Мы рисовали развертки этих улиц и весьма туманно рассуждали об их дальнейшей судьбе. Через некоторое время я снова вернулась в квартал. В последние годы я занималась рекламой и продюсерской деятельностью, организацией фестивалей, меня интересовали проблемы малых территорий, я способствовала участию в программе «Малые города и исторические поселения» Нижегородской области.
В 2018 году в статусе члена общественной палаты Нижнего Новгорода, я влилась в проект по сохранению пакгаузов. Там мы и познакомились с экспертами, в том числе с Дмитрием Ойнасом и Святом Муруновым. Тогда удачно сложился ряд факторов – сообщества узнали друг о друге, глава Нижнего Новгорода – Елизавета Солонченко. Именно она отменила реализацию договоров о развитии застроенных территорий, согласно которым дома были признаны аварийными, расселены и подлежали сносу. Под руководством Свята Мурунова была создана Общественная палата, половину которой составляли городские активисты, другую половину – депутаты. Нам пришлось научиться договариваться. Через полгода мы притерлись друг к другу, и получилась команда, которая может сделать очень много. Были организованы круглые столы по сохранению деревянного наследия, градозащитники обсуждали, что делать с домами в районе церкви Трех Святителей. Застройщики говорили, что это непривлекательно и там нет никакой экономики. Но потом один из самых активных застройщиков – он впоследствии стал депутатом, предложил мне провести Том Сойер Фест в Нижнем Новгороде. В сообществе градозащитников нашли тех, кто готов был в этом участвовать, сели за стол переговоров. При этом нужно учитывать, что градозащита и застройщики – злейшие враги, и друг другу не доверяют. От градозащитников была Анна Давыдова, мы с ней договорились попробовать, выбрали дом. Нашим первым инвестором стал Михаил Иванов. Мы выбрали дом самой большой сохранности, с хорошей историей, чтобы через проект показать его ресурс. Он был отреставрирован в течение месяца.
За это время мы поняли, что у людей есть большой запрос на полезную деятельность для города. Я пошла по своим знакомым, застройщикам, рассказывала о проекте, спрашивала – может быть, они смогли бы помочь оборудованием, красками, инструментами. В итоге мы собрали с такого социально-ориентированного бизнеса около 600 тысяч рублей. С учётом того, что у нас на тот момент не было ни имени, ничего, это было приятно. Мы поняли, что каждый готов по-своему помочь, если понимает, во что вкладывается. И пришло много волонтеров, пришли представители власти. Без костюмов в рабочей одежде, вместе со всеми грунтовали и красили дома. Оказалось, что с горожанами легко разговаривать – в каком городе ты хочешь жить и что можешь для этого сделать. И когда нам не хватало денег для восстановления крыльца, то мэр помог своими личными средствами.
В 2019 году, во время экономического форума в Петербурге, основным событием на стенде Нижегородской области стала покраска наличника, снятого с фасада исторического дома в нижегородском квартале Трех Святителей. Мы как раз ремонтировали этот дом. В результате, кто только его не красил наличник – и министры, и губернаторы. Собирали деньги на восстановление того дома, и таким образом тоже подняли интерес к проекту.
— А инициативное ядро у вас сколько человек включает?
Н: У нас есть инициативная группа «Том Сойер Фест Нижний Новгород», но там очень быстро выгораешь, так как тратишь все свое личное время на очень тяжелую работу: нужно найти материалы для работы, организовать людей, при этом ты отвечаешь и за безопасность, и за все на свете. А мы нижегородцы – перфекционисты. Сначала ставим себе нерешаемые задачи, а потом ползем, так как сил идти нет. Поэтому ядро «Том Сойер Фест» – человек 15. И из него выделилось «малое ядро», которое стало вести переговоры, выстраивать стратегию. Что мы можем сделать, с кем объединиться, что могут сделать городские активисты, что власть – стали думать о коллаборации. У нас есть те, кто не хочет объединяться. Но если объединение помогает двигаться вперед в проекте, считаю, нужно это делать. Поэтому выделилась команда из трех человек, которая вела переговоры по созданию АНО. Для того, чтобы перезапустить целый исторический район, как нам того хотелось, нужен был какой-то государственный ресурс. И нам пришлось изучать финансирование, начать работать со всеми министерствами, понимать какая у нас проблематика, какая «сверху» проблематика, как эти проблемы можно решить, в общем русле.
— Сколько домов уже сделано?
Н: С лета 2018 года – силами движения «Том Сойер Фест» восемь домов отремонтированы полностью, и еще у двух объектов были покрашены фасады. В первый год мы сделали один дом, во второй год мы сделали три дома, в третий год сделали тоже три дома, в 2021 году два, в 2022 году – один. Еще в 2021 году мы благоустроили исторический усадебный сад, установили несколько деревянных заборов в квартале Трех Святителей вдоль улиц Новая-Короленко-Славянская, провели всероссийскую акцию Арт-окно по ограничению доступа в 16 расселенных домов в историческом центре Нижнего Новгорода. В 2022 году, после проведения Школы ТСФ «Первый шаг», помогли запустить фестиваль «Том Сойер Фест» в Арзамасе. В 2022 году восстановили окно из стеклянных кирпичей Фальконье, а в 2023 году воссоздали кирпичную стену в Саду кино.
Первый дом был 2-х этажный, потом брали небольшие дома. Научились не только снимать старую краску и красить дома заново, а стали поднимать пристрои, заливать фундамент под пристрой. В 2020 году мы взялись за реставрацию объекта культурного наследия, на восстановление ушло два сезона. Это не реставрация, в прямом смысле этого слова, а скорее ремонтные работы. Мы ремонтируем фасад, восстанавливаем крыльцо, частично меняем обшивку, убираем прогнившие доски, чистим, восстанавливаем деревянный декор, восстанавливаем кладку, делаем бетонные отмостки, цоколь.
В 2019 году мы пригласили Дмитрия Ойнаса, чтобы разработать эффективную модель приспособления здания под современное использование. За основу взяли опыт Коломны. Провели проектную сессию. По итогам семинара Дмитрий первым делом предложил институализироваться. Мы защитили свою концепцию, и в результате было принято решение о создании АНО совместно с Заповедными кварталами. Мы сами и стали операторами проекта.
— Кто собственники тех домов, которые вошли в Заповедный квартал?
Н: Позиция Том Сойер Фест как движения – помогать собственникам, у которых нет средств на восстановление своего дома. У первого нашего дома собственником был муниципалитет. Дом стал общественным культурным центром, где была организована выставка найденных с волонтерами артефактов. Там проходили разные творческие встречи и лаборатории, спектакли, обсуждения, перформансы. Сейчас объект находится на реставрации, которая по плану должна завершиться в августе 2024 года.
Часть домов в квартале жилые, они сохранили свою функцию. А расселенные ранее дома были переданы из муниципальной собственности в областную, менялся их статус. В течение 2021-2024 годов здания постепенно передают имущественным взносом из областной собственности в собственность АНО «АСИРИС», а «Заповедные кварталы» стали управляющей компанией, то есть управляет форматами, потоками и жизнедеятельностью.
— Что будете там делать?
Н: На территории квартала у нас сейчас около 15 расселенных домов. Примерно половину мы отдаем под бизнес-концепцию развития квартала с историческим смыслом – если гостиница, то историческая, если кафе, то с какой-то историей, связанной с этим кварталом. Нам хочется сделать проект очень цельный и самим подбирать резидентов. Сейчас мы в середине пути. На семинаре с Дмитрием Ойнасом мы упаковали семь программ, назвали их Фестивальные программы возрождения Заповедных кварталов, тестировали спрос на все формы.
Также у нас есть коллаборация с уличными художниками. В 2021 году на фасадах двух зданий появились работы Покраса Лампаса и Алексея Луки, они тоже являются объектами показа. Была коллаборация с урбанистами, с архитекторами, ландшафтниками – это тоже важное сотрудничество. Было понимание, что большое количество домов мы быстро не приведем в порядок, и решили привести в порядок историческую среду. Летом 2021 года совместно с ландшафтными архитекторами фестиваля «Исторический парк» благоустроили несколько усадебных садов в квартале Трех Святителей.
Это квартал традиционной усадебной застройки городских деревянных доходных домов с вишневыми и яблоневыми садами, деревьями и цветниками, огороженными заборами либо брандмауэрными кирпичными стенами. Все очень атмосферно! Одним из направлений в проекте – это реконструкция усадебной жизни, поэтому хотелось создать среду для этой усадебной жизни. Фестиваль «Возрождение Заповедных кварталов» в 2021 году прошел отлично, привлек много горожан, гуляющих по этим садам и быстро «оживил» территорию. Так собственно произошло, поэтому благоустроенная территория подчеркивала красоту домов, которые обретают вторую жизнь.
— А какую историческую среду вы показывали?
Н: В этом районе 24 объекта культурного наследия. В конце XIX века квартал был городской окраиной, а сейчас он находится в самом центре мегаполиса. Из известных личностей, первым там поселился писатель Владимир Короленко. К нему тянулись другие писатели, вольнодумцы, вокруг него была образована плотная культурная среда. Также в квартале жил Максим Горький, причем дважды: маленьким мальчиком и молодым перспективным писателем. В конце XIX века он как писатель еще не состоялся. Владимир Короленко его поддерживал. И когда Горький вернулся в Нижний Новгород уже писателем, то арендовал дом по соседству, в той самой усадьбе Лемке, где жил и Короленко. К Горькому часто приезжали в гости разные известные личности, в том числе фотограф Дмитриев, который оставил много фотографий об их жизни. По сути, здесь уже больше 100 лет назад кипит своеобразный котел культурной жизни, где рождаются разные социальные проекты. У нас есть маршруты по кварталу, которые занимают не менее полутора часов. Свои маршруты есть и у художников, по тем работам, которые есть в квартале. Свои экскурсии есть у урбанистов-архитекторов, историков, у ландшафтников про усадебные сады, свои экскурсии водим мы с рассказом какие инициативы в этих домах начинались. Здесь проводятся спектакли, фестивали и концерты. Мы реконструировали историю, когда Федор Шаляпин распевался в балкона дома у своего друга Максима Горького. В 2021-2022 годах в квартале проводился фестиваль «Шаляпин на балконе», когда оперные певцы исполняли арии из репертуара великого баса. Мы познакомились с жителями, собрали истории семей, которые там живут.
— Как сложилось название проекта?
Н: Для нас это квартал, который находится в центре города и при этом абсолютно скрыт от глаз горожан. Даже для многих нижегородцев кварталы стали большим открытием, они и для нас – Заповедные. С одной стороны, мы как-бы проложили туда дорожку, с другой стороны там много историй, которые нам заповедованы. Название заключает в себе много смыслов.
— Как складываются у вас отношения с собственниками, ведь все по-разному относились к вашей активной деятельности?
Н: Есть расселенные аварийные дома, где собственник муниципалитет. Есть жилые многоквартирные дома, с ними мы в 2021 году много работали, там непросто. И есть дома, которые мы ремонтировали силами движения «Том Сойер Фест». Это, как правило, дома в которых 2-3 квартиры, или один собственник. С ними мы были в нормальных отношениях. Мы с ними знакомились, рассказывали о своих планах, предлагали взять здание в качестве объекта ремонта. Кто-то сразу соглашался, кто-то через год-два, и таким образом мы все маленькие домики в квартале сделали. В главном усадебном доме Лемке было 8 квартир, и с ними тоже нормально все сложилось. Когда началось благоустройство усадебных садов, то возникла идея привести в порядок сад усадьбы архитектора Владимира Лемке на пересечении улиц Новая и Короленко, которая в то время ремонтировалась. Мы сделали проект городского сада, позднее выяснилось, что часть территории находится в городской собственности, а часть – в собственности жителей квартир. нам необходимо было согласовывать с ними благоустройство дворовой территории. Несколько жителей, не все конечно, оказались против – не понимали, почему вдруг стали приводить в порядок сад и не придется ли за это платить жителям – множество разных домыслов. В итоге мы с ними договорились. Сказали, что поработаем летом, сделаем сад. Они посмотрят, и если не понравится, то дальше ничего делать не будем. Если понравится, то продолжим дальше. И конечно, поток туристов и горожан в этот сад резко увеличился. Если раньше там ходило пара человек в день, то сейчас пошли экскурсии, оперные певцы летом по субботам стали петь с балкона. Мы прислушались к просьбам нескольких человек, и начиная с 2022 года, мы не проводим никаких событий на территории усадьбы Лемке.
— Нина, а вы не перегорели проектом, ведь уже несколько лет этим занимаетесь?
Н: Устали конечно. Нас мотивирует то, что все задуманное реализуется. В ковидный год мы с Евгенией Джабазян разработали проекты, которые в итоге воплощаются. Иногда кажется, что новый проект уперся в стену и все. Тогда кто-то из команды говорит – «давай немного подождем и потом снова что-то попытаемся сделать». Главное, не останавливаться.
Ю: А какая цель проекта, из чего у вас будет складываться экономика?
Н: Пока мы думаем, что она будет складываться из экономики впечатлений. Мы свои объекты поделили на объекты показа, объекты-аттракторы, которые создают туристический поток. Это объекты со сложными функциями пространства, которые становятся объектами притяжения. И отдельно инфраструктурные объекты, которые мы хотели бы стилизовать в определенных тематиках. Мы эти тематики нащупали, и сейчас будем прорабатывать. Пока рано обо всех говорить, но вот есть, например, как ни странно, мода. Она связана с нашими гениями места. К примеру, Горький самовыражался очень ярко. И вот эту потребность в самовыражении, в том числе и во внешности, мы хотим перенести на какие-то текущие потребности, которые мы слышим у молодежи. Это одна тема. Вторая тема – это нижегородские изобретатели, гении-самоучки. Еще есть тема публицистики, каких-то социальных культурных центров, есть тема усадебной жизни, и мы ее переупаковываем в проекты как образ.
— Как вы оцениваете востребованность объекта? Какая есть сейчас и какая в целом?
Н: Пока традиционный инвестор с большой опаской относится к деревянным объектам. Особенно к объектам культурного наследия. Одна из наших задач – сопровождение работы с объектом культурного наследия на всех этапах. Но пока все непросто. Организовать реставрацию объекта сложно, мало кто умеет это делать, а из современных материалов не хотелось бы. Поэтому сейчас ищем подходы, считаем затраты. И вот первый объект, который был отреставрирован в 2022 году, восстановлен через новый для региона механизм государственно-частного партнерства, а именно через заключение соглашения между правительством Нижегородской области и инвестором. По документу, инвестор вкладывает средства в реставрацию исторического зданий, а взамен получает участок под новое строительство в другой части города. У нас есть еще пара объектов, которые реставрируются для РПЦ. Один из них Дом причта. Несколько объектов сейчас реставрируются либо готовятся к реставрацию через субсидию из бюджета Нижегородской области.
О проекте: