Албазинский острог
Руководитель рабочей группы проекта: Елена Викторовна Иванова, директор Амурского областного краеведческого музея им. Г. С. Новикова-Даурского, г. Благовещенск.
Фото на обложке: Владимир Воропаев, «Амурская Правда»
Интервьюер: Марина Нургалиева.
Транскирибация: Елена Стасинская.
Как называется проект, над которым сейчас работает ваш музей?
Сейчас недалеко от города Благовещенска создаётся музейно-культурный центр «Албазинский острог». Албазинский острог или Албазинская крепость ‒ это уникальное для амурчан место. Это первое поселение русских на Амуре в XVII веке. В нашем областном музее есть специальный зал, посвящённый истории Албазинского острога. Основой этой экспозиции стали подлинные предметы, переданные музею в 2014 году Сибирским отделением Российской академии наук.
Вы помните тот момент или год, когда у этого проекта появился новый поворот? Вот было наследие, информация, вдруг что-то произошло ‒ и все осознали, что это мощный ресурс вашей территории. Какая была мотивация заняться этим?
Нам передали Албазинский краеведческий музей, который с 2010 года стал нашим филиалом. Сначала появился интерес к этому месту, и планировалось возвести на территории села Албазино копию Албазинского острога для развития села и Сковородинского района, в котором оно расположено. Но по мере того, как разрабатывался проект копии этой крепости, стало очевидно, что нужна большая площадь, развитая инфраструктура и доступность этой территории для туристов. И в конце концов правительство области приняло решение возвести копию крепости ближе к Благовещенску. Сейчас этот объект практически построен. Он находится на полигоне Дальневосточного высшего командного военного училища рядом с парком «Патриот». Этот комплекс задумывается как для патриотического и культурно-исторического воспитания молодёжи, так и для развития туристической сферы.
Я думаю, что это очень интересное решение. Честно сказать, пока не пришла работать в музей, я не знала практически ничего про Албазинский острог, хотя я жительница Амурской области. Сейчас, когда в нашем музее создан отдельный мемориальный зал, когда построена новая экспозиция в Албазинском краеведческом музее – нашем филиале, когда на территории памятника каждый год проводятся археологические раскопки, мне кажется, что новый музейно-культурный центр создаст больше возможностей для популяризации истории Албазинского острога и ещё больше погрузит людей в атмосферу тех событий.
На сегодняшний день разработаны очень интересная концепция и оригинальное архитектурно-художественное решение экспозиции. К работе над проектом привлечены проектировщики из Москвы и Иркутска. Это довольно известные люди в музейной среде: Надежда Максимова, Георгий Ларичев, Анна Щербакова.
Уже сейчас чувствуется огромнейший интерес жителей и гостей области к этому проекту. К нам едут из соседних городов. Я представляю, насколько это будет интересным и захватывающим в законченном виде. Несомненно, это вызовет приток туристов.
Скажите коротко, что такое Албазинский острог?
Это один из важнейших брендов Амурской области, это точка отсчёта нашей локальной истории. Это история русских поселений на Амуре.
Когда вы думали над названием проекта, были ли другие варианты, или сразу было понятно, что назвать нужно именно так – Албазинский острог?
Споров по поводу называния объекта у нас не было. Нужно было звучное название, которое передавало бы суть проекта.
На какие культурно-исторические ресурсы, местное наследие опирается ваш проект? Может, кроме образа самого острога есть и другие образы, с которыми вы будете работать в этом проекте?
Это подлинные исторические документы XVII века, результаты ежегодных археологических раскопок на месте памятника, музейные коллекции, сохранившиеся реликвии Албазина. В Государственном Эрмитаже хранится подлинная серебряная печать Албазинского воеводства, в Оружейной палате Московского Кремля ‒ знамя Албазинское. Я думаю, что мы можем делать совместные проекты с федеральными музеями, задействовать крупные музеи страны.
Новый объект обозначен как Музейно-культурный центр «Албазинский острог». Это не музей в привычном понимании слова. Там будет и необычная экспозиция без подлинных музейных предметов (используем реплики артефактов, интерактивные технологии). Там будут проводиться различные мероприятия, исторические реконструкции, связанные как с Албазинским острогом, так и с историей Амурской области.Албазинское знамя. Реплика. Угловая башня МКЦ «Албазинский острог», август, 2023 г.
Какие ресурсы привлекались к реализации проекта?
Как я уже говорила, проект реализуется по инициативе Правительства Амурской области, а также при участии благотворителей. В проекте задействованы люди, которые внесли свой интеллектуальный вклад.
Кто вошёл в состав команды проекта?
Над реализацией проекта работает большая команда: музейные проектировщики, представители власти, научное сообщество и, конечно, сотрудники нашего музея.
Если проанализировать всё время работы над проектом, какие можно было бы выделить этапы?
Первый этап – это создание экспозиции Албазинского краеведческого музея. Второй этап – благодаря участию в федеральной целевой программе «Культура России» мы создали новую экспозицию «Албазин ‒ древняя столица Приамурья» в областном краеведческом музее, третий этап – создание Музейно-культурного центра «Албазинский острог»
Какая работа проводилась на каждом этапе?
На первом этапе – погружение в историю Албазинского острога, историю раскопок, изучение коллекций Албазинского краеведческого музея. На тот момент в областном музее было немного предметов по этой теме. Когда областному музею передали Албазинский краеведческий музей и попросили создать новую экспозицию, мы удивились тому, насколько у них богатые коллекции. Например, там были подлинные кресты защитников острога. Соприкосновение с этим материалом просто потрясает, и хочется дальше и дальше узнавать об истории этого необычного места. Ну, и когда ты работаешь, а на твоих глазах ведутся археологические раскопки, это тоже интересно. Причём не просто ведутся раскопки, а территория памятника исследуется с применением новых методов. В 2014 году с помощью новых технологий учёные смогли по черепу воссоздать облик реального жителя Албазина. Теперь в нашем музее стоит бюст албазинца, и мы знаем, как выглядел этот человек. Он был ростом под два метра, что необычно для того времени, у него славянский тип лица. Чем дальше изучаешь, чем глубже погружаешься, тем больше и больше хочется об этом узнать.
После того как построили экспозицию в областном музее, обнаружили, что в различных архивах сохранились подлинные документы, связанные с историей Албазинского острога. Следующим этапом было изучение этих документов. Потом началось проектирование нового музейно-культурного центра, определение целей и задач, с которыми он создаётся.
Была ли у вас изначально идеальная концепция, и если нет, менялась ли она, дополнялась?
Мы подключились к проекту уже на этапе создания экспозиции. То, как должна выглядеть эта постройка, определяла проектная организация с участием историков и краеведов. На сегодняшний день концепция создания комплекса совершенствуется и дополняется.
Как складывались отношения с местными ключевыми игроками? Примеры удачных и неудачных сценариев этих взаимоотношений.
Пока мы больше общаемся со строителями. С ними находимся в постоянном диалоге, возникающие вопросы стараемся решать оперативно в рабочем порядке.
Как относятся к этому проекту местное население и местная администрация?
Мне кажется, и те и другие гордятся этим проектом. Когда открывался острог в этом году, «боевое крещение» прошли экскурсоводы – молодые люди, новенькие, они только-только выучили экскурсию. И я наблюдала, как они рассказывают. Сначала очень робко. Затем смотрю – глаза горят, щеки пылают. Я спрашиваю: «Ну, как ощущения?» Они отвечают: «Вы не представляете, как людям нравится!» И они этой энергией заряжаются, когда видят, что их слушают, что люди восхищены тем, что происходит. Таких объектов у нас не было, это новый опыт и новые возможности для реализации идей. Военные, на чьей территории построен острог, мне кажется, тоже прониклись, гордятся и трепетно относятся к этому объекту.
Как идёт процесс собирания коллекций? И на каком этапе экспозиция?
В плане оформления мы только в начале пути. Создали виртуальную выставку «Российский орёл на Амуре»: разработали контент интерактивного стола, где представляем строения Албазинского острога и их назначение, рассказываем о реальных персонажах, которые упоминаются в исторических документах – это герои Албазина, есть их конкретные имена, фамилии, повествования об этих людях. В голографической витрине 3D демонстрируются уникальные предметы, которые отсутствуют в нашей коллекции, например, серебряная печать Албазинского воеводства, знамя Албазинское или кресты защитников острога из коллекции Албазинского краеведческого музея.
Когда было завершено строительство музейно-культурного центра?
В прошлом году мы открывали копию малого острога, построенного Никифором Черниговским в 1655 году. Это была лишь часть проекта. На сегодняшний день идут последние согласования по сдаче объекта в полном объёме. Строительство музейно-культурного центра проводилось в два этапа. Сначала открыли копию малого острога, построенного Никифором Черниговским в 1665 году. Планируется завершение строительства выставки-реконструкции «Албазинский острог» в сентябре 2024 г.
По функционалу будет ли там гостиница, мастерские?
Гостиницы там не будет ‒ всё-таки объект находится в таком специфическом месте. В перспективе нужно будет решить вопрос с точкой питания, оборудованием рабочих мест для мастеров, которые сюда будут приезжать на крупные мероприятия.
Планируются ли сопутствующие производства, сувениры, например?
Руками мастеров – да. Здесь будут проводиться мастер-классы по изготовлению сувениров. Когда мы открывались, большой интерес вызывали интерактивные зоны.
Какова посещаемость объекта? Что показали первые экскурсии? Какой прогноз? Может, уже есть плановые цифры, которые вам озвучили?
Планируем обслуживать свободных посетителей и организованные группы школьников. Сколько их будет, покажет время. Но уже сейчас в выходной день острог посещает более 300 человек.
Как вы оцениваете перемены, которые произошли в культурном пространстве города, территории в целом в связи с работой вашего проекта? Уже чувствуются какие-то перемены?
У людей растёт, не боюсь сказать, чувство гордости за свою территорию. Больше людей узнают об истории Албазина. Я думаю, что у этого места впереди очень много возможностей. Нужно думать о том, чтобы туда постоянно шли посетители, чтобы музейно-культурный центр работал круглый год, и чтобы как можно больше людей узнали об этом уникальнейшем явлении, об истории Амурской области.
А какие изменения произошли в вас и в членах вашей команды, пока вы занимались этим проектом?
Новый объект – это, конечно, дополнительная нагрузка. Но интерес поработать с таким объектом перевешивает. Мы получили опыт сотрудничества с музейными проектировщиками и приобрели новые знания. Сейчас подбираем команду, которая будет работать на новом объекте, и, в основном, это молодые сотрудники – историки со специальным образованием.
Елена Викторовна, вы ‒ директор большого областного музея, и вам приходится решать много административных вопросов. Сохраняете ли вы личный интерес к теме, которой посвящён проект?
Конечно, я в первых рядах погружена в эту тему. Она со мной всю мою музейную жизнь. Есть темы, к которым я приросла душой. Директор не может не погружаться в какую-то тему, он всегда должен быть в курсе того, что происходит в его «государстве». Не сказать, что он должен контролировать каждую мелочь, но он всегда держит руку на пульсе.
Проблемы, которые сейчас стоят перед проектом… Какие они? Что в первую очередь нужно решать?
Очень прозаично, но это – набор сотрудников. Мы ещё только формируем команду. Это и обустройство рабочих мест, и охрана труда, и обязательное соблюдение всех требований безопасности для людей. Объект деревянный, поэтому пожарная безопасность – в первую очередь. Второе: проект экспозиции есть, его нужно дальше реализовывать, и нужно понимать, кто это будет практически воплощать. Важно, чтобы это были профессионалы.
Мы уже говорили о существовании на базе этого объекта других федеральных проектов, партнёрстве с большими музеями. Как вы видите развитие вашего проекта – масштабирование, например?
Пока не могу сказать, потому что так далеко ещё не думала. Просто есть другие, наряду с Албазинским острогом, объекты, наши филиалы, которыми нужно заниматься. Но мы будем углубляться, изучать опыт других территорий, потому что это всегда интересно. Конечно, к этому проекту нужно будет подключать множество партнёров. Это, например, наши областные учреждения культуры, творческие и общественные союзы и организации. Ну, а мысль о том, что у нас есть точки пересечения с федеральными музеями, пришла ко мне сейчас, здесь, на сахалинском музейном форуме. Послушала про ваш опыт проведения Дней Эрмитажа, вспомнила про серебряную печать Албазинского воеводства, про знамя Албазинское, которое хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Когда приезжаешь на такие мероприятия, вдохновляешься, заряжаешься этой атмосферой, внимательно слушаешь каждое слово выступающих и примеряешь услышанное на себя.
А о чём вы мечтаете?
Конечно, всегда хочется, чтобы наш музей был лучшим. Чтобы у области было достойное лицо, достойное будущее, чтобы удалось максимально популяризировать этот объект, чтобы можно было им гордиться.
Пусть оно так и будет! Спасибо!