Юлия Воронова, экс-руководитель туристско-информационного центра (ТИЦ) г. Углич, руководитель проекта «Портрет Дориана Грея» (Ярославская область)
В Угличе активно работало все, что связано с туристическими группами, прибывающими на теплоходах и автобусах. Однако мы хотели, чтобы индивидуальные туристы тоже чувствовали себя «встреченными» — гостями, с которыми поговорят местные жители и расскажут, как прожить здесь свой маленький отпуск.
Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании
Идея
Как возник Туристско-информационный центр Углича?
В 2000 году, когда я еще только заканчивала школу, Углич был первым среди малых городов России, который разработал программу развития туризма. Дума Углича приняла эту программу, но только в 2006 году у города появилась финансовая и юридическая возможность начать ее реализацию. В ней было отмечено, что продвижение невозможно без подразделения по туризму внутри Администрации города, поэтому в том же году было создано управление по туризму и международным связям. А в 2009-м был открыт туристско-информационный центр, который учитывал изученный успешный опыт действующих ТИЦ в Европе.
Расскажите, в чем заключалась концепция туристско-информационного центра?
До ТИЦ в Угличе активно работало все, что связано с туристическими группами, прибывающими на теплоходах и автобусах. Однако мы хотели, чтобы индивидуальные туристы тоже чувствовали себя «встреченными» — гостями, с которыми поговорят местные жители и расскажут, как прожить здесь свой маленький отпуск. Так что ТИЦ, в первую очередь, — это про информацию, полученную в живом общении.
Какие культурно-исторические ресурсы вы использовали в ТИЦ?
Однажды, мне приснилась концепция интерьера нашего центра. Было желание акцентировать пространство ТИЦ на сверхзадаче — восстановление исторического облика города. Нужно было показать пик расцвета Углича — XIX век — поэтому ТИЦ был задуман как улица того периода. Ресепшен был создан в виде стены с эркером нашей первой гостиницы, которая открылась здесь в 1902 году. Часть пола была выложена как каменная мостовая. У всех деталей был определенный культурно-символический смысл. Многие наши гости говорили, что ТИЦ — это отдельная музейная экспозиция.
На протяжении 10 лет наш офис постоянно работал с наследием. Туда стекались все культурные инициативы. Мы пытались «вытягивать» всё, даже какие-то утраченные истории. К примеру, нам попалась автобиография Федора Молодцова, великого канатоходца из Угличского уезда, который перешел Темзу без страховки и был известен всем циркачам мира. Но он исчез — в городе не осталось никакого связанного с ним материального наследия.
В 2016 году пришло осознание, что ТИЦ — это не просто офис, который организует фестивали и ведет информационную работу. ТИЦ представлял собой DMO (Destination Management Organization), поэтому мы стали работать как с туристами, так и местными жителями. Начали проводить семинары по проектированию на основе наследия с привлечением самых разных специалистов. Первый такой семинар прошел в феврале 2016 года при участии эксперта Дмитрия Ойнаса. Участники тогда пытались понять: «Что такое Углич? Как нам жить с тяжелым наследием по убийству царевича Димитрия, которое очень сложно интерпретировать?». В результате групповой работы появилось несколько интересных идей. Потребовалось много лет и усилий, чтобы они частично воплотились — например, сейчас создан «Парк Детства» около ГЭС. Там установлена скейт-площадка, дорожки для самокатов и велосипедов, веревочный городок для детей. Еще остается запустить краудфандинговую кампанию, чтобы установить небольшую скульптуру Федора Молодцова. До установки этого памятника мы планируем сделать аудиогид по «Парку Детства» — у самого места интересная история. С 2016 года каждый год мы делали шаги к созданию этого Парк. И это одна из инициатив команды ТИЦ и сообществ города.
На протяжении 10 лет у нас часто не было денег, но мы пытались влиять на решения, которые принимались в Угличе. Я очень рада, что наши идеи того времени активно воплощаются в городской среде сегодня.
Например, однажды наш фотофестиваль «вытащил» на белый свет село «Заозерье» с наследием Салтыкова-Щедрина — очень «богатое» место. Мы отправили туда выездной мастер-класс с французским фотографом, и там получилась серия красивых фотографий. Они привлекли большое внимание СМИ, теперь Заозерье работает с National Geographic.
Команда
Кто вошел в команду ТИЦ с самого начала и как потом она менялась?
Мы все оказались в ТИЦ по приглашению человека, «светившегося» идеями и энтузиазмом — это Каменева Елена Францевна. Она пришла на должность заместителя главы по туризму и начала набирать команду. Еще у нас был начальник управления, Валентина Исаевна Дейцева, человек с гигантским опытом, бывший заместитель главы по социальным вопросам. Она была «чиновник» в хорошем смысле — знала, как все наши придумки переложить на «чиновнический язык». Услышав очередную идею, она поначалу говорила нам: «Вы сошли с ума», — а потом помогала в реализации. Еще был Николай Коженков — человек с IT-складом ума. Если у меня пропеллер за спиной и мне нужно, чтобы непременно что-то происходило, то Николай был спокойный — писал длинные программы, документы и т.п. Из этой небольшой команды управленцев вышел сам ТИЦ.
Сначала у нас был пустой офис с амбарной книгой для записи посетителей. Потом пришла работать девушка Яна с дизайнерскими и коммуникативными навыками — пространство постепенно менялось. При этом для нас было важно, чтобы все могли говорить на иностранных языках. К примеру, у меня английский и французский, у Яны — немецкий и английский. Мы закрывали основные потребности туристов, общаясь с ними на иностранных языках. Ведь гиды зачастую выдают уже готовый материал, и им тяжело общаться с иностранными туристами на нестандартные темы. Это был огромный опыт, мы сами так многому научились. Далеко не во всех ТИЦ специалисты могут свободно разговаривать на разных языках. При этом туристический поток в городе огромный — 430 тыс. человек. 70 тыс. ночующих, 158 тыс. приходят на теплоходах, из которых 90 тыс. иностранцы из 80 стран мира, остальные — это транзитные туристы, путешествующие автобусами одним днем.
А как вы выбирали гидов?
На разных форумах нас спрашивали, как готовить человека к работе в ТИЦ. Я всегда отвечала, что его невозможно подготовить заранее: ТИЦ сам готовит «универсальных солдат», которые должны разбираться во всем. Например, вас могут спросить: «Почему у вас на православных церквях кресты с кривой перекладиной?» или «Девушка, помогите, пожалуйста! Я плыву на теплоходе, испытываю ужасный дискомфорт: мне срочно нужно сделать депиляцию верхней губы!» Часто было так, что заходит человек и говорит: «Здравствуйте, я когда-то служил в Латвии с человеком из Углича, не могли бы вы мне помочь его найти?» Углич город маленький, и мы за полтора часа, пока гости гуляют и обедают, проходим этот своеобразный квест по поиску сослуживца. Если человек был жив, друзья встречались друг с другом в ТИЦ. А если кто-то ушел из жизни, мы ездили на кладбище и помогали, например, отыскать могилу товарища. Это тоже было частью нашей жизни.
В 2010 году Елена Францевна нас подтолкнула на запуск системы сертификации гидов, которую законодательно закрепили местным постановлением. ТИЦ разработал программу системного сертифицирования первым среди малых городов России. С 2010 года выдавали бэйдж «ГИД Углича». Это была большая программа из нескольких блоков: лекции по истории, искусству, разные методики общения. Особое внимание уделялось психологии, гостеприимству. На данный момент в Угличе сертифицировано 75 человек на трех языках. Конечно, это большое достижение для маленького города. Каждые 3 года проводится повышение квалификации, пересдача экзаменов, отслеживание изменений экспозиции музея Кремля города Углича. Все это было изначально частью нашей работы.
Кто обучал ваших гидов?
Мы не имели права обучать и выдавать официальные документы о профессиональной подготовке. Сначала, до 2018 года, мы разработали систему обучающих семинаров и выдавали сертификат, в котором говорилось о прослушанной программе. Удостоверение гиду, бэйдж, и значок выдавал Угличский историко-архитектурный художественный музей — только они имели на это право, к тому же их научные сотрудники были ключевыми преподавателями программы.
При этом методику разрабатывали мы сами. За основу взяли учебник по экскурсоведению, разобрали его весь под красивые презентации с использованием примеров из Углича. Методика была полностью адаптирована: например, мы прописывали, что церковь Царевича Димитрия нужно смотреть всегда с южного фасада, чтобы открывался нужный вид. Остановка автобуса и высадка туристов должна происходить в конкретной точке у Алексеевского монастыря, чтобы им тоже открывался самый удачный вид на монастырь, на церковь.
Методичку «Экскурсии по Угличу» мы выдавали всем нашим экскурсоводам. Затем, когда методика была «обкатана», профессор Ярославского государственного университета вычитал наш материал, и курс после этого попал в программу Открытого университета, который профинансировал образовательную программу на основе методички. В итоге всем гидам выдали удостоверение о повышении квалификации по специальности «экскурсоведение». Еще до вступления в силу Закона об экскурсионной деятельности 75 наших гидов обладали документами, которые сейчас «в панике» будут оформлять все экскурсоводы страны. Это наша большая победа!
Развитие ТИЦ
Как развивался ТИЦ? Можно ли разделить его существование на этапы?
Я думаю, что нет, делить на этапы не стоит. Скорее, это «наслоение» — у нас появлялись все новые и новые «слои» работы, причем так, что их возникновение сложно привязать к конкретной дате.
Поначалу мы учились работать с гостями, сильно экономили деньги — придумывали, каким образом можно сделать полезную продукцию для туристов. Мы выпускали туристический вестник, который можно взять с собой: там были интересные анонсы ближайших городских событий, несколько статей про Углич и карта города. Позже мы дошли до стандартного варианта отрывной карты, причем я провела целое исследование среди друзей, специалистов, журналистов, путешественников, чтобы узнать, чего люди хотят от карты. Постарались учесть основные пожелания и потом распространяли карту бесплатно по всему городу.
Еще мы всегда работали единой командой с управлением по туризму, поэтому много времени у нас отнимала совместная работа над фестивалями. Фотофестиваль в Угличе, велофестиваль, «Зимние забавы» и другие. Истории на этих фестивалях бывали разные. Так, однажды нам позвонил человек и сказал: «Я возглавляю общество, которое помогает вычищать дно рек. У вас есть фестиваль зимних забав и на нем мне бы хотелось рассказать о нашей деятельности. Если хотите, я могу сыграть на фестивале роль Нептуна и выйти в водолазном костюме из ледяной Волги». А после того, как к нам приехали гости из Южной Африки, у нас в автобусах всегда был комплект бушлатов и валенок для заезжих иностранцев на фестивалях. Все эти фестивали — большая история нашей жизни. Такое ощущение, что 13 лет в ТИЦ мы были под каким-то «воздействием» — может, так на нас влиял «Волжский дух».
Большим «слоем» стала обучающая программа для гидов и работа с журналистами, потом — работа с туристическим сообществом. Последнее считаю своим провалом: за 10 лет я так и не смогла объединить наших предпринимателей в сфере туризма. Когда-то я заканчивала факультет социально-политических наук, кафедру социальных технологий, поэтому изучала психологию отношений. Мы всеми способами пытались объединить специалистов: и проектным семинаром, и общими задумками. Создать единую команду из представителей местного бизнеса тоже не получилось. Были реализованы отдельные совместные проекты — например, ночь музеев с программами частных музеев или единая «Карта гостя» с маршрутом для туриста и с отметками-штампами. Но организовать такое сотрудничество на постоянной основе в маленьком городе с большой внутренней конкуренцией, наверное, невозможно.
Откуда у вашей команды такая сильная мотивация делать сложные проекты?
Честно, я не знаю. Когда мы все разошлись, мы пришли к выводу, что дело в подборе людей. Мы работали, во многом, вопреки — отчасти это было нашей мотивацией.
Я вообще не занимаюсь, например, ни фотографией, ни активными видами спорта. Очень часто приходилось работать над фестивалями вопреки себе. Некоторые вещи я совсем не любила, но делала, потому что казалось, что кому-то это действительно нужно!
Нам часто приходилось придумывать проекты, чтобы «закрыть грудью город». Однажды нам позвонила менеджер из отеля «Волжская Ривьера» и говорит: «Юля спасай, мы пытаемся привести в Углич 100 человек — нам ведь нужно загружать отель на буднях (а это для города — проблема), и вот они не понимают, чем заняться в городе. Спасайте!». После этого к нам в ТИЦ приходит руководитель ивент-агентства и тоже просит от нас идею на эти 100 человек. Конечно, у нас не было подобной программы до этого, мы начали разбираться по ходу дела: такое было чувство, что Святой Дух снизошел на нас и мы просто начали «говорить». Классические экскурсии этой группе были не нужны, поэтому для начала мы предложили им программу «Бурлаки на волге». Вся команда пробует тянуть баржу вдоль Волги, а в это время с ними грубо общается «купец». Эта программа уже существовала у нас в Угличе, только для маленькой аудитории. Потом мы стали узнавать, в чем смысл мероприятия этих 100 человек: оказалось, что приедут директора неких региональных отделений, и им нужен тимбилдинг. Тогда мы предложили им мастер-классы на продолжительное время — до 5 часов, с полным погружением в определенную эпоху. Этих мастер-классов у нас раньше не было. На подготовку у нас была неделя:мы стали договариваться с художниками в местном доме дружбы, поделили пространство для 10 групп по 10 человек. К каждому занятию мы придумали навык работы в команде, который можно натренировать на мастер-классе. Потом эту программу купили: художники, которым пришлось заняться этими мастерскими, таких денег за короткое время работы никогда не получали. Продукт, родившийся спонтанно, обрел популярность.
Еще у нас была задача «со звездочкой». Нас попросили обеспечить эту программу мастер-классов сувенирной продукцией. Мы сшили 120 лоскутных одеял за неделю до мероприятия. Чтобы вы понимали, наши лоскутные одеяла представляют собой 1,5х1,5 метра, то есть это прямо небольшие пледы. Задача по пошиву этих одеял стала отдельным квестом: всей командой мы обзванивали художественные мастерские города — в итоге даже моя мама сшила около 20 одеял. Весь город шил эти одеяла!
Через полгода потребовалось сочинить зимний тимбилдинг. Мы его сочинили в центральном парке города, там было все: соревнование с лыжами, костер посреди города, мастер-класс по лепке пельменей вместе с местным поваром. Подобных программ тимбилдинга было придумано и реализовано очень много, это лишь самые яркие и забавные из них.
В то время мы были уверены, что в Угличе можно сделать совершенно все. Если мы еще не знаем как, то точно придумаем способ позже.
Какое было отношение у местного населения к туристическим мероприятиям?
Углич — это город с травмой памяти о часовом заводе. Культурный код и важные смыслы вымыты из сознания населения. В советский период сформировались поколения людей, которые сознавали Углич исключительно как промышленный город. Углич и стал промышленным городом: тут был сырзавод всесоюзного значения, завод кранов для перехода сложных ущелий на Кавказе, крупный льняной завод, и наше градообразующее предприятие — часовой завод «Чайка». На нем работало 10 тыс. человек. Потом, когда все разрушилось, населению сказали, что спасение города в туризме. Людям это не понравилось: местные жители не любили все, что связано с туризмом Углича.
Мне потребовалось 20 лет, чтобы понять: развивать надо не туризм, а городские проекты. Ведь ни один из проектов ТИЦ с уверенностью не назовешь туристическим: просто жители города были равнодушны к нашим инициативам. Однажды мы сделали проект «Туризм Угличанам» для местных сотрудников туриндустрии. Мы всех бесплатно водили на экскурсии по Угличу — от посудомоек до горничных отелей — чтобы показать, для чего они трудятся, и поднять их мотивацию. Но в целом у нас не хватало времени и сил, чтобы постоянно подчеркивать для жителей Углича важность нашего дела.
Все эти годы мы слышали от них, что зря получаем зарплату и только катаемся по командировкам. Объяснить людям, что бесконечно летать в командировки очень сложно, не удавалось. Отношение к нам было крайне негативное. Нам нужно было постоянно находиться в состоянии защиты от «своих» и при этом быть открытыми для всех остальных.
Перемены в городском пространстве
Какие перемены в городском пространстве вызвала деятельность ТИЦ? Как вы их оцениваете?
Честно говоря, мне сложно это оценить. Фестивали с нашим уходом закончились: нам сказали напоследок, что администрация считает это ненужным.
Через год после того, как я ушла из администрации, мы стали работать с Фондом архитектуры исторического Углича и выиграли, уже не находясь в государственной структуре, грант от Министерства строительства России в размере 87 млн. рублей. Летом 2021 г. этот грант начинает реализовываться. Весь бюджет города — 120 млн. рублей, поэтому 87 млн. — это очень существенно.
Проект нашей команды называется «Портрет Дориана Грея», он посвящен актуализации прежних пешеходных связей в историческом центре Углича. Было проведено исследование: выяснилось, что в Угличе много ментальных пешеходных тупиков. Там, где раньше были мостки, они разрушились, ручьи убраны. Произошли изменения городского ландшафта, и прервались привычные пешеходные связи. В рамках этого проекта мы организуем общественные пространства вдоль ручья, мостим площадь в центре города. Вся эта работа будет хорошо видна с высоты птичьего полета: мы будем зонировать территорию «кругами», отсылающими к разным этапам исторической жизни города. Сейчас на выставке «АРХ Москва» мы получили диплом первой степени за следующий этап этого проекта. Он называется «18 угличских углов» — так мы назвали 18 пространств города, в которых мы продолжим восстанавливать пешеходные связи.
Сколько сейчас работает человек в команде этого проекта?
Нас пятеро.
Ресурсы
Какие ресурсы, помимо грантовых, вы используете? Используете ли вы фандрайзинг?
С помощью фандрайзинга мы хотим поставить памятник Федору Молодцову. Но это только начало: нам пока не хватает сил и времени на реализацию всех своих идей, мы пытаемся действовать поступательно.
В соцсетях мы создали сообщество «Городская мастерская», где говорим с местными жителями о стратегическом развитии города. Мы сообщаем о наших новых мероприятиях и идеях — благодаря сообществу родилась, например, идея детского блошиного рынка, которую поддержали мамочки нашего города. Мы используем соцсети, чтобы взбудоражить город — выкладываем там иногда провокационные материалы, пытаемся делать вовлекающий контент.
Много стоящих идей городского сообщества было озвучено еще в 2016 году. Но эти проекты не удалось подхватить и реализовать сразу. При этом я в них до сих пор верю. Так, проект «Набережная для всех» вывел нас на работу с городской средой, и мы его однозначно реализуем. Упомянутый «Парк детства» стал первым этапом этой большой задумки. Второй проект — это «Большой родительский комитет», пока это условное название. С помощью него мы начнем конструировать комфортную среду для детей.
К завершению истории ТИЦа, как вы видите его будущее? Каким он должен быть?
Хочу сказать, что одинаковых ТИЦ не бывает! Единой модели работы туристско-информационного центра нет. В моем понимании ТИЦ должен быть в первую очередь центром городского развития или центром городских инициатив. При создании проектов не стоит разделять местных жителей и гостей города. Стоит сделать это культурное пространство таким, чтобы хотелось провести там время — создавать атмосферу, в которой родится инициатива по развитию среды. Пусть там у людей появляется личное рвение участвовать в городском благоустройстве! Ведь мало таких мест, куда можно было бы просто прийти и подумать, где тебя никуда не запишут и не организуют.
И да — можно уйти из ТИЦа, но ТИЦ не уйдет из тебя. Про нашу команду могу сказать, что бывших не бывает.