Hill Close Garden

blank

Текст: Наталья Леонтьева

Часть 1 — Великобритания

Во времена королевы Виктории богатые горожане ездили в каретах, а бедняки зарабатывали на жизнь чернорабочими или уборщицами. Между ними были лавочники и искусные ремесленники; независимые торговцы, которые много работали, чтобы их семьи были сыты, одеты и образованы. Если торговля шла хорошо, то они процветали. В противном случае им грозило банкротство и работный дом.

Основатель: Крис Крабб

Редкие остатки викторианских садов Уорвика, которые когда-то использовались горожанами, теперь с любовью отреставрированы и признаны на национальном уровне садовым наследием Великобритании.

История: “Сады за городом” 

Городской торговец владел помещением или арендовал его, и его семья жила над магазином. Его задний двор был заполнен мастерской, прачечной, уборной и конюшней, не оставляя места для огорода. Если он хотел выращивать фрукты, овощи и цветы, он искал участок для аренды за городом. Такие участки обычно находились на окраинах густонаселенных городов до того, как их покрыла застройка пригородов.

blank
Изображение с сайта hillclosegardens.com

В 1845 году пастбища Хилл-Клоуз начали делить на садовые участки, которые арендовали торговцы Уорика. Они сажали яблони и фруктовые деревья, выращивали овощи и цветы, держали свиней и домашнюю птицу. Они построили беседки из кирпича или дерева, чтобы укрыться от дождя или посидеть и насладиться видом на Коммон. Позже права собственности на эти участки были куплены по отдельности, хотя некоторые из них затем были сданы в субаренду. В начале двадцатого века часть Хилл-Клоуз-Гарденс была продана под жилье на Линен-стрит и Сент-Полс-Клоуз. К счастью, остальное удалось сохранить и восстановить.

blank
Изображение с сайта hillclosegardens.com

Один из основателей проектов Hill Close Garden Крисс Крабб делится в интервью проектами, которые связаны с актуализацией садоводческого наследия места. 

— Чтобы большой проект существовал он должен поддерживаться изнутри свежими идеями, новыми меньшими по масштабу проектами, программами. Какой самый последний или самый любимый ваш проект в Hill Close Garden?

КРИС КРАББ. Совсем недавно мы завершили два проекта. Это организация выставки сельскохозяйственных инструментов викторианского времени и программа развития вот этого здания, где мы сейчас находимся, а конкретно — этого зала как культурного центра Уорвика.

Расскажу сначала о здании. Это очень умная конструкция в том, что касается отопления и освещения. Это окно от пола до потолка во всю стену, которое смотрит на Сады, состоит из раздвижных панелей. Когда оно открыто, пространство зала и сада объединяется. Воздвигнуть здание здесь было сложно, поскольку требовало множества согласований. Не так-то просто построить современное здание на участке, относящемся к исторической территории. Но теперь мы можем его использовать и как кафе и как место для проведения различных мероприятий. Особенно хорошо это сработало после снятия локдауна (ковид-19) в 2020-21 гг. Эти мероприятия – встречи людей по интересам, игровые клубы и так далее и были одним из проектов, который мы успешно завершили.

— Но помещение же осталось, и люди наверняка захотят продолжить встречаться, если им это понравилось. Как можно говорить о завершении такого проекта?

КРИС. Вы правы. Я имею в виду, что мы выполнили те планы, которые мы наметили, начиная этот проект. Конечно, мы будем его развивать в следующем году. 

Я хотел бы продолжить про здание. Нам было недостаточно иметь только помещения для кафе и сувенирного магазина. Мы добились того, чтобы здание было расширено и продолжено в сторону входа в Сады. Была пристроена комната для посетителей. Она называется Комнатой Блисдейла в честь основателя нашего Траста и первого председателя правления профессора Джона Блисдейла. Там посетители могут с пользой провести время, даже если время посещения совпало с плохой погодой. Раньше нам нечего было им предложить в таком случае. Теперь они могут изучать историю Садов в этой комнате. Для этого мы разместили там дисплей на всю стену, с краткой историей и фотографиями, два тач-скрина, экран, где можно ознакомиться с историей в видео формате The Story of Hill Close Gardens — YouTube Есть также стол и стулья, книги, чай, кофе, печенье. 

blank
Изображение с сайта hillclosegardens.com

— Это здание с Комнатой Блисдейла и мероприятий, которые были организованы в прошедшем году в помещении кафе – это два разных проекта?

КРИС. Нет, мы считаем всё это как один проект, связанные с тем, что в Садах в принципе появилось и функционирует здание, предназначенное для приёма посетителей. Второй проект относится к работе с нашим наследием.  Это выставка сельхозинструментов викторианского и чуть более позднего времени. Её организация была сопряжена с некоторыми трудностями. Было довольно сложно найти место для неё.

— Почему?  Это странно, ведь сады занимают довольно обширную территорию. 

КРИС. Это так. Но каждый участок должен как можно более соответствовать  исторической правде. Мы не можем делать на участках всё, что нам захочется. Нас очень строго контролируют National Trust и English Heritage Trust. Но мы нашли возможность согласования и открыли выставку в сарае для инструментов на одном из участков. Это крохотное помещение, поэтому экспозиция получилась очень насыщенная.

— Каким образом вам удалось собрать эту коллекцию? 

КРИС. Долгое время в Садах работал волонтёром Майк Шелдон, он и собрал эту коллекцию. Ему несли инструменты со всей округи, он всё принимал. Часть он хранил дома, а часть прятал на участках Садов. В самом начале проекта в Садах была масса укромных мест. На выставке можно ознакомиться со всеми подробностями об английских  садовых инструментах и технике 19-го и первой половины 20-го вв., а также об их истории. Траст очень благодарен Майку Шелдону за сборку и кураторство этой замечательной и обширной коллекции Collections — Hill Close Gardens Warwick

— Является ли выставка Инструментов проектом Майка Шелдона? Можем ли мы назвать его автором этого проекта?

КРИС. Нет. Он  был просто коллекционером, который работал у нас волонтёром. Выставка — это плод нашей совместной работы.

— А кого можно назвать «автором проекта», если речь идёт, собственно, о Hill Close Garden? Можно ли так сказать о Кристин Ходжеттс,  с которой началось возрождение  садов?

КРИС. Как понять – «автор проекта»?

— Человек, которому принадлежит идея, который собирает команду, чтобы реализовать эту идею, лидер команды.

КРИС. Нет, у нас нет лидера. Это Траст, группа единомышленников, все вопросы решаются коллегиально. Идея не может кому-то принадлежать. Кристин Ходжеттс даже пришлось покинуть проект, именно потому что она слишком ревностно относилась к нему, как если бы это была её собственность или её ребёнок. Люди с таким разрушительным подходом к общему делу не могут работать в команде.

— Это особенность вашей организации или общепринятое правило?

КРИС. Это закон. Чтобы защитить какой-либо объект наследия, единомышленники, собравшись вместе, должны создать Траст. В Трасте – все равны, нет лидера, все должности выборные, все вопросы решаются коллегиально. Эта форма правления обеспечивает проекту устойчивость и преемственность. Люди внутри Траста могут меняться, но новые члены Траста обязаны соблюдать те же установленные правила. Этот закон действителен для всех проектов, работающих с наследием.

— Какие проекты у вас в плане на ближайшее будущее?

КРИС. У нас есть обширная библиотека садоводческих книг, некоторые из которых относятся к 18 веку. В стадии разработки находится выставка викторианской фитотерапии, которая будет сопровождать новую выставку трав, посаженных на Участке 12. А ещё я должен упомянуть, что мы создали приложение для смартфона. Скачав его, можно гулять по садам, от участка к участку, посетить мини-музеи в некоторых беседках, и слушать информацию о каждом участке и объектах на нём.

Добавить комментарий