Проект «Резная сказка Хвалынска»

blank

Автор проекта Алексей Наумов (Хвалынск, Саратовская область)

Алексей Наумов – кандидат исторических наук, краевед, создатель Фонда сохранения историко-культурного наследия Хвалынска, депутат. В беседе он расскажет об уникальности хвалынской домовой резьбы, а так же, об успешном опыте восстановления деревянных памятников архитектуры.

Беседу ведёт Юлия Куварзина.

Алексей, расскажите о своей деятельности. Как вы пришли к проекту?

 — Алексей Наумов: Я кандидат исторических наук. Родился и вырос в Хвалынске. Защитив диссертацию, уехал в Москву и прожил там несколько лет, но в 2016 году вернулся в Хвалынск. У нас должен был родиться сын, и я хотел, чтобы он жил и развивался на моей исторической родине, где мои предки жили, приблизительно, с XVIII века. Связь с местом очень крепкая и мое возвращение в город было закономерностью. Домовая резьба Хвалынска — это в первую очередь среда, в которой я вырос.

УНИКАЛЬНЫЕ «МОРФОТИПЫ» ХВАЛЫНСКА

  Так же, характерной и социально значимой частью хвалынского деревянного дома было крыльцо. На нём испокон века сидели люди, пили чай, общались. Крыльцо — важный архитектурный морфотип. Когда однажды я заметил, что крылечко одного из домов упало, понял: что-то важное из жизни города уходит навсегда. С этого момента я стал понимать, что мы должны что-то делать с городом, как-то попытаться сохранить наследие чтобы, когда в обществе созреет запрос, нам не пришлось бы развести руками.

  Замечу, что деревянная резьба и, вообще, деревянные дома — это отличительная особенность русской архитектуры. Европа в принципе вся каменная.  К сожалению, это и самая уязвимая часть городской «ткани». Каменная архитектура более стойкая и к пожарам, и к вандализму.  Деревянные дома горят, они сильнее подвержены действию времени и погодных условий.

 — Есть ли какие-то отличительные особенности деревянной резьбы Хвалынска?

— А: Хвалынский наличник — это уникальный морфотип наличника, которого больше нет нигде. Для него характерна упруго-выгнутая лобная доска барочного типа и, так называемое, «троесвечие».  В орнаменте присутствуют символы Святой Троицы и Голубя-Святого Духа.  Этот тип хвалынского наличника сформировался, приблизительно, во второй половине XIX века.  

ПРОЕКТ «РЕЗНАЯ СКАЗКА ХВАЛЫНСКА». РЕАЛИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

 — Поговорим о проекте «Резная сказка Хвалынска». Как реализовывался проект,  какие этапы проекта вы можете выделить?

— А: Первый наш проект был посвящен Хвалынским крылечкам. Реализовывали мы его при поддержке Фонда Тимченко. В рамках проекта было восстановлено пять  крылечек, характерных для деревянных домов Хвалынска.

  Проект «Резная сказка Хвалынска» посвящён наличнику. В рамках проекта нам удалось организовать столярную мастерской с ЧПУ-станками, а так же, возродить специальность «Столяр» на базе Хвалынского агропромышленного колледжа. Специальность закрыли в 2000 году, в 2019  именно мы ее возродили. У нас была программа и реальные дипломы о дополнительном образовании по специальности. В рамках обучения на базе столярной мастерской мы сделали ярмарочные домики для организованной нами  рождественской ярмарки  и праздника «Рождество в Хвалынске». Каждый из шести домиков был с элементами, характерными для хвалынской домовой резьбы. Таким образом, в проекте нам удалось актуализировать архитектурные особенности деревянного зодчества Хвалынска.

  К проекту мы тщательно готовились, ходили по улицам, все фиксировали. К сожалению, части резных элементов уже нет: что-то сгорело, что-то разобрано, выкинуто на свалку, или  просто разбилось-рассыпалось. Очень важно, что мы успели провести исследование в этой области, систематизировали и каталогизировали полученные материалы. Хвалынская «резная сказка» останется жить  в большом исследовании.

— Интересна ли вам экономическая составляющая процесса?

— А: Специально этой темой я не занимался. Для меня важно, в первую очередь, чтобы Хвалынск прирастал интеллектуальными силами. Чтобы провинциальное желание некоторых самоутвердиться, обесценив все, что делают активные люди, не «выдавило» из города оставшихся энтузиастов.  Для меня это главное. Очень хочется, чтобы наше начинание на базе Хвалынского агроромышленного колледжа вылилось в нечто большее. В частности, в создание специальности «Реставратор», необходимого для восстановления деревянного зодчества. На мой взгляд, это очень важная специальность для города, в котором много памятников деревянной резьбы. Именно на реставраторов можно опереться при создании единой концепции оформления исторического центра города.

   Следующий проект, посвященный Петрову-Водкину, перекликается с «Резной сказкой Хвалынска», поскольку именно среда, частью которой является, в том числе, самобытная домовая резьба, повлияла на формирование личности художника. Таким образом, мы продолжили тему, которую  «запустили» ранее. Тему, с которой начинался наш Фонд.

ФОНД СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ХВАЛЫНСКА

Сколько человек в Фонде? Кто составляет «ядро» Фонда?

— А: Ядро фонда — это Галина Викторовна Заседателева, которая отвечает за техническую часть, документацию, бюджет. Она незаменимый специалист.  Организационные вопросы мы разделяем между собой. Я отвечаю за творческую часть, за формирование заявок, и за реализацию проектов. Кроме того, на мне связи с общественностью. У меня есть опыт работы в Москве, есть связи в учреждениях культуры Саратова, поэтому достаточно легко найти нужного специалиста. Наш  тандем за несколько лет смог получить и реализовать несколько грантов.

-У вас в партнерах указаны Leroy Merlin, Neomid, DeWalt. Как вы с ними договаривались, на каких условиях происходит взаимодействие? Обычно этот вопрос многих волнует.

-А: Хвалынск был одним из восьми городов, где состоялся третий фестиваль Том Сойер Фест (Фестиваль восстановления исторической среды. Прим. ред). Это очень хорошая история с федеральной повесткой и прочными связями с крупными производителями дистрибьюторами, распространителями. Когда Хвалынск участвовал в Том Сойер Фесте, мы подавали заявку, и нас порадовали и внимание таких крупных организаций, и их вложения в наше дело.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА И МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО

-Как у вас складывались отношения с местными жителями, когда вы затевали восстановление домов?

-А: Это сложная история, потому что уровень и горизонты мышления у всех разные. То, что для нас являлось ценностью, для кого-то совершенно ею не являлось. Некоторые считают, что если они не готовы тратить своё время и ресурсы на, чтобы сделать город лучше, то и никто не готов.  Кроме того, изначально существовало отсутствие доверия к нам: какое-то сомнительное НКО, в котором какие-то странные ребята пытаются изменить мир. Говорили, что у нас миллионы рублей, и мы просто отмываем деньги. Было сложно. Но время «принятия» заложено социологами в пять лет, и мне кажется, что спустя время, люди стали больше нам доверять, видя, что и как мы делаем.  Например, при восстановлении одного из домов, был сделан  «ресайдинг» – демонтаж вагонки. Под ней оказались старые доски. Люди сначала критически отнеслись к процессу, но когда мы вернули дому первозданную красоту, у людей что-то  будто «перещелкнуло».

   В конечном итоге, для себя мы решили, что будем делать то, что нам нравится без оглядки на негатив. Пять лет назад, в 2017 году, в рамках Том Сойер Феста мы восстановили фасад ставшего знаменитым Гранатового дома, расположенного под Маркиной горой. Хотя Маркина гора является доминантой города, поскольку с нее  открывается прекрасный вид на город, до недавнего времени там был пустырь. Восстановление фасада старинного дома вызвало интерес и к окружающей его местности. Заброшенным каменным флигелем, находящимся по соседству с Гранатовым домом, заинтересовался бизнесмен, приезжавший сюда  кататься на лыжах. Он выкупил его, восстановил и облагородил близлежащую территорию. После завершения проекта Маяки в городе появилась хорошая система тротуаров, открылся прокат самокатов. Так на окраине городского центра возникла экономически привлекательная среда.

ОПЫТ «СОУЧАСТВУЮЩЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВЛАСТЬЮ

— Как к проектам относится администрация? Препятствует, поддерживает или просто не беспокоит?

— А: Я сам был представителем законодательной власти. Будучи заместителем руководителя комитета по культуре, я должен был влиять на систему принятия решений в городе. Например, наш фонд проводил первые городские исследования и стратегическую сессию в рамках первого конкурса малых городов и исторических поселений.  Мы сделали тогда большой шаг в построении диалога с людьми. Проект «Маяки» получился очень эффективным. Это был опыт соучаствующего проектирования, когда мы вместе с жителями  проводился выбор площадок, была организована совместная модерация этапов проекта. В результате, несмотря на то, что сумма была выделена небольшая, мы смогли создать и благоустроить общественное пространство которое сейчас работает.

— В регионах часто задают вопросы, как собрать и привлечь местных жителей к проекту.

 — А: Это честный вопрос. Плохо, когда поддерживаются некие «манипулятивные» идеи. Например, когда собирают людей и спрашивают: «Чего вы хотите?». И, допустим, получают ответ: «Хотим кафе». При этом, никого не интересует, сколько раз человек посетит это кафе, сколько готов времени в нём провести, сколько денег рассчитывает там оставить…В результате такого подхода, возникают проекты, не восстанавливающие, а, наоборот, разрушающие функциональные зоны города.

   Следующим после «Маяков»  проектом Фонда по обустройству городского пространства,  стал проект «Улица художника». Чиновники хотели протолкнуть свой «дешёвенький» проект, не учитывающий интересы и нужды населения, но наш Фонд нашёл финансирование, и нам удалось перехватить инициативу. Фонд и я как депутат, в частности, взяли под строгий контроль реализацию нового проекта и следим за тем, чтобы народная воля в этот раз преобладала над волей  чиновников.

— С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь в реализации проектов?

 — А: Главная проблема в отсутствии отклика со стороны населения и непонимание того, домовая резьба — это сокровище, которое надо бережно сохранять и спасать, а не отделывать сайдингом. Хотя определенные положительные тенденции есть. Дома восстановленные в рамках Том Сойер Феста, стоят неподалёку друг от друга, и мы наблюдаем интерес к этим домам со стороны населения и туристов.

— Расскажите о своих планах.

 — А: У нас есть своя мастерская и неплохие мастера. Мы подумываем о собственном музее с услугами мастерской по домовой резьбе, по созданию реплик для оформлению домов в историческом стиле. Но для этого нужен человек, который будет этим «гореть».

    Наш Фонд существует уже пять лет, и мы понимаем, что нужно выходить на какой-то новый уровень, но при этом, мы до сих пор не задумывались о конвертации наших проектов в экономическую историю. Мне казалось, что когда-нибудь на нас обратят внимание, мы будем нужны городу, и это поможет фонду дальше существовать. Сейчас оказались в слабой позиции, кажется, что никому кроме себя мы не нужны. Чтобы существовать, нам нужна модель устойчивого экономического развития и независимая позиция. Сейчас мы об этом задумываемся.

— Спасибо большое!

Добавить комментарий