Интервью с Анастасией Князевой, автором проекта.

Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании

Идея

Анастасия, в чем была идея проекта? Из чего она зародилась?

АНАСТАСИЯ КНЯЗЕВА. Проект у нас назывался «Код времени». Он был направлен на изучение важных маркерных точек городского пространства и сравнение, как воспринимают эти точки молодое поколение, те юные жители нашего города, которые родились после 2000-х годов, и как воспринимают городское пространство старожилы города. У нас город сам по себе очень особенный, это город-гарнизон. Очень много военнослужащих. Но старожилов как таковых немного. Люди уезжают с севера, кого-то переводят в военнослужащие, семьи уезжают. Эта передача смысла разных городских точек у нас постоянно прерывается. И у нас одной из идей было изучение того, как воспринимаются одни и те же маркерные точки разными поколениями. 

В результате реализации проекта у нас получилось три продукта. Мы создали два аудиогида: один был подготовлен жителями городами «серебряного возраста», второй аудиогид был подготовлен подростками. Эти аудиогиды не просто исторические справки об исторических местах, это в первую очередь переживания жителями как молодыми, так и пожилыми различных точек городского пространства: что у них связано интересного с этими местами. 

Третьим продуктом проекта стал цикл видеофильмов, где наши подростки выступили в роли журналистов. Они задавали вопросы нашим старожилам. В результате мы получили пять фильмов с рассказом о городе. 

— Насколько данный проект связан с вашей деятельностью, связанной с музеями в целом? 

АНАСТАСИЯ. Напрямую связан. Во-первых, в городе ранее аудиогидов не было. Мы, как музейщики, понимали, что этот вопрос нужно решать. Второй момент — нам нужно было начинать работу с подростками. Если с пожилыми жителями у нас достаточно активно проходит работа, они любят приходить к нам на мероприятия, то с подростками у нас всё было гораздо сложнее. Нужно было чем-то их заинтересовать, чтобы они пришли в музей, как-то вовлечь их в музейную деятельность. Я считаю, что у нас это неплохо получилось. Мы дали возможность ребятам поработать в наших фондах. И уже когда заканчивался проект, мы проводили небольшой опрос: что им больше всего понравились. Работа в фондах оказалась на первом месте. Ребята не знали, что настолько, оказывается, интересна музейная работа. 

— Из каких этапов реализации состоит ваш проект? Какие действия на каждом этапе предпринимались?

АНАСТАСИЯ. Первое — собрать команду, участников-подростков, участников-пожилых людей, найти журналистов. У нас был видеограф, молодой человек, который помогал нам с видеосъемками. Он научил ребят ставить кадры, проводить съёмку, объяснял про золотое сечение, какие-то технические особенности. В составе команды была Евгения Козькина — это наш местный журналист. Евгения вела «Клуб юных журналистов» в Центре дополнительного образования, так случилось, что это любительское объединение закрыли. Закрытие совпало с нашей новой задумкой. Наши интересы совпали, нам не пришлось специально искать этих ребят, это была ранее набранная группа. Таким образом, они включились в наш проект и в музейную деятельность. 

С пожилыми людьми мы находили связь через наше местное отделение «Дети Великой Отечественной войны», через общественную организацию. У нас очень активный председатель этой организации — Людмила Ивановна Армянинова, она нам помогла собрать группу бабушек. К сожалению, так получилось, что дедушек преклонного возраста, которые имели бы желание поучаствовать в проекте, могли бы действительно хорошо рассказать и описать, мы не нашли. 

Затем у нас были встречи. Сначала была встреча отдельно с ребятами, потом была встреча с пожилыми людьми. Мы собирали эти группы, рассказывали о проекте. И перед самой пандемией (ковид-2019) в конце марта мы их свели. У нас было небольшое мероприятие, где за чашкой чая мы обсуждали те точки городского пространства, о которых мы хотим рассказать как в наших аудиогидах, так и в наших фильмах. Эти точки должны быть важными не только для какого-то одного конкретного человека, а для групп людей.

— Были у разных поколений совпадения в выборе локаций?

АНАСТАСИЯ. Да, конечно, но значение у этих точек были чаще всего разгные. Например, был когда-то у нас каток на озере, где происходили все знакомства, встречи. Для большого количества пожилых людей это место было очень важным и многие про это место рассказывали. Сейчас на этом месте находится сквер с площадками для воркаута, детской площадкой, скамейкой. Подростки также продолжают там встречаться, у них также проходит жизнь на этом месте. Но функционал уже немножко другой: каток стал сквером, т.е. озеро-каток засыпали. 

Есть такие места, которые молодые считают очень важными, например, площадь Победы, но эта площадь была образована уже после 2000-х, хотя она считается одним из центральных мест нашего города, пожилые жители как-то не воспринимают место значимым для себя и значимым для города. Площадь достаточно большая, юные полярнинцы проводят там много времени. Они катаются там на самокатах, на каких-то современных средствах передвижения. Об этом можно узнать из наших аудиогидов. Сами аудиогиды сейчас пользуются спросом не только гостей нашего города, но и жителей. 

Этапы работ

— Хорошо. Какие были следующие этапы работы?

АНАСТАСИЯ. Далее у нас должна была быть работа, основанная на лекциях журналистки Евгении и видеографа Максима, но, к сожалению, успели провести только одно занятие, потом началась пандемия. Ребята во время школьной учебы фактически всё время проводили в Интернете, понятно, что им было бы тяжеловато еще дополнительно заниматься нашим проектом. Но они как раз в этот период начали готовить свои тексты для аудиогидов. 

Было у нас небольшое занятие, которое нам провела Оксана Турская, сооснователь платформы сторителлинга «izi.TRAVEL». Она нам очень помогала в решении технических вопросов в начале проекта и уже позже. Когда у нас появилась возможность в период пандемии, мы начали приглашать ребят по одному проводить аудиозапись будущего аудиогида, и в этот же период ребята начали работать с фондами. Они самостоятельно отбирали фотографии из наших фондов, дополняли чем-то, когда узнавали новую информацию о городе. 

В июне немного были сняты ограничения, связанные с пандемией, и появилась возможность проводить видеозапись для создания фильмов. А уже к июлю были записаны и аудиогиды, и был подготовлен материал для фильмов, дальше, в августе-сентябре, у нас дорабатывалась техническая часть. В сентябре мы организовали на День города презентацию аудиогидов. На презентации пожилые люди на автобусе проехали по тому маршруту, который сделали подростки, а подростки, наоборот, пешком прошли по маршруту, который сделали пожилые люди. И 4 ноября на ежегодной акции «Ночь искусств» мы презентовали уже подготовленные видеофильмы. 

— Скажите, когда задумывался, начинался проект, была ли некая идеальная концепция, схема у вас в голове? И насколько она была реализована? И если что-то не было реализовано, что этому помешало?

АНАСТАСИЯ. В целом те продукты, которые мы изначально задумали, мы получили, но мы хотели, чтобы ребята всё-таки научились самостоятельно создавать качественный видеопродукт. К сожалению, в связи с тем, что мы не смогли проводить лекторий, который был изначально запланирован на апрель и май, у нас эта часть ушла, поэтому в сентябре-октябре у нас уже не было времени на монтаж фильмов, на обучение. Ребята могли только посмотреть на то, как это делается, но, к сожалению, сами в этом процессе самостоятельно не поучаствовали в том объеме, в котором мы изначально планировали. Но сам результат — текстовки, которые они писали самостоятельно, запись аудиогидов, осуществился. Результат по продуктам проекта — такой, как мы и планировали. 

blank

— А как складывались отношения с местными активистами, лидерами мнений, музеем, сообществом краеведов, с библиотеками в рамках проекта? Вообще, насколько вся эта история зашла в город и насколько она была воспринята городом?

АНАСТАСИЯ. У нас город сам по себе небольшой, в коммуникации между учреждениями культуры не было проблем. Мне кажется, никаких препятствий, кроме пандемии, у нас не было. Все учреждения, в которые мы обращались для проведения съёмок, давали добро, открывали нам двери, хотя на тот момент многие из них ещё были закрыты. Нам разрешали приходить и снимать. Когда мы подготовили аудиогиды, мы разместили информацию на автобусных остановках, в автобусах, в других значимых местах города. В музей приходили посетители, которые рассказывали о том, что проходили мимо остановки, увидели объявление об аудиогиде, зашли через QR-код и направились по тем маршрутам, которые мы им предлагали. Жители сами многое узнавали о городе. 

У Полярного есть особенность — высокий уровень миграции. Население меняется, новые жители приезжают, большинство тех, кто могли бы стать сторожилами, уезжают. Аудиогиды — это хорошая возможность узнать про город не через сухие исторические факты, а через жизни людей, через проживание их историй. 

— А с властью какие-то взаимоотношения были? И если были, то какие?

АНАСТАСИЯ. Изначально мы думали, что будет заинтересованность в проекте со стороны органов власти, но, к сожалению, в связи с пандемией были отменены совместные встречи, и заинтересованности мы не увидели. Хотя мы приглашали органы власти на презентацию аудиогидов, приезжала сотрудник из Управления культуры. Обычно на такого рода мероприятиях глава администрации приезжает, поддерживает, но здесь не сложилось. 

— Скажите, а какое отношение всё, о чём вы рассказываете, имеет к музею? Как это продолжает его уже реализованные программы, как это взаимодействует с экспозицией? 

АНАСТАСИЯ. Полярный — город воинской славы, первая столица Северного флота. Это проходит лейтмотивом через нашу экспозицию, это то, на что мы в первую очередь всегда обращаем внимание. В этом проекте мы впервые занялись изучением советской истории послевоенного периода. Послевоенная история фактически никогда никем не обсуждалась. Мы — музейщики, когда общались с людьми, которые приехали сюда ещё в 50-60-е, даже в конце 40-х годов XX века, сами для себя открывали очень много интересных названий в топонимике города, наши старожилы об этом рассказывали. Даже 50% состава сотрудников музея — люди приезжие, так же, как и я. Даже те, кто здесь родился, многого не знали. 

— Будет ли этот проект иметь продолжение в ключе развития экспозиционных проектов? Расскажите, пожалуйста, поподробнее про взаимодействие со структурой музея, с его контентом

АНАСТАСИЯ. После этого проекта мы задумались о том, что нам нужно проводить реэкспозицию нашего зала, которая посвящена военному гарнизону. У нас даже появилась такая идея, что нам сценарно нужно изображать жизнь работника нашего 10-го судоремонтного завода. В зависимости от времени года его менять — ставить ёлочку, добавлять газеты, издания, то, что есть в наших фондах. Сейчас мы этот момент продумываем, хотим подаваться в Фонд президентских грантов в сентябре. Благодаря реализации этого проекта у нас эта идея и возникла: нужно впустить жизнь 50-60-х гг. в музей. У нас в экспозиции советская квартира достаточно стандартная, универсальная, её можно перенести из нашего музея в музей любого города, от этого смысл не поменяется, но нет знаковой локальности, которая как раз нам и нужна. Нужно чтобы город Полярный «присвоил» эту экспозицию.

— Понятно, что музей и ваша НКО — сугубо некоммерческие учреждения, но всё-таки задумывались ли вы о коммерциализации, о монетизации тех услуг, которые вы формируете? 

АНАСТАСИЯ. Мысль по поводу сувенирной продукции всегда есть, но, к сожалению, у нас много организационных внутренних моментов, никак не можем их преодолеть. В городе нет желающих, которые хотели бы взять музейную площадь в аренду и продавать у нас сувенирную продукцию. Проблема у нас такая есть, думаем над ней, но дальше пока нет. Много разных направлений, которые надо развивать, руки не доходят пока. 

В целом есть какие-то итоговые цифры проекта: сколько людей воспользовалось, сколько прошло, сколько скачиваний? Дайте, пожалуйста, цифровые характеристики результатов работы по проекту. 

АНАСТАСИЯ. Около 300 прослушиваний, просмотров в первый месяц, когда мы только этот проект запустили, потому что шла информация в СМИ и у нас помечали в социальных сетях. Сейчас, когда мы обновляем афиши, уже меньшее количество, может, 10 прослушиваний и просмотров в месяц. 

У меня ещё есть подозрение, что люди прослушивают и просматривают, не бывая в Полярном, из-за того, что Полярный стал важной точкой жизненного пути для многих жителей нашей страны и не только. Мне писали наши подводники, которые жили в нашем городе, они с удовольствием прослушивают и просматривают. В отрыве от города для них это места памяти. Это их история: они тоже катались на этом катке, в тех же местах знакомились с будущими женами. Это их память, их молодость. Город небольшой, люди друг друга знали. Узнавали участников проекта и про это писали: «Надо же, Антонина Александровна, которая была воспитателем моей дочери, до сих пор живёт в Полярном». Для людей, для которых Полярный был важным местом в их судьбе, этот проект помог снова попасть в атмосферу Полярного. У нас по прослушиваниям и просмотрам больше иногородних. Скорее всего люди идут не по городу, а просто вспоминают город. 

— Какое-то было продолжение у проекта для вас и для его участников разных поколений? 

АНАСТАСИЯ. Когда проект закончился, участники-подростки нас дёргали, спрашивали: «А что же дальше?» А у нас не было для них таких предложений, они хотели действительно что-то делать. Им были не нужны наши лекции, экскурсии, мероприятия, они хотели сами в чём-то участвовать, чему-то учиться. Поэтому мы достаточно быстро придумали следующий проект «Екатерининский альбом», куда были вовлечены новые подростки. Сейчас эти ребята стали нашими волонтёрами, они сами просятся на наши мероприятия, отслеживают нашу информацию, просятся попить чай. Музей стал точкой притяжения для подростков. С пожилыми людьми у нас и раньше были, а вот с ребятами такой истории не было. Мы с ними в мае завершили второй проект, сейчас в летний период они все разъехались, это наша особенность северная. С конца августа, в сентябре продумываем, что мы можем им предложить дальше. С этой точки зрения да, мы музей открыли детям, показали, что это нескучное место, что это действительно интересно. Даже, казалось бы, фонды, «пыльные» музейные экспонаты, оказывается, могут быть очень даже интересными, много о чём могут рассказать. Эта основная задача, которая стояла перед проектом. Сейчас мы сосредоточились на этой группе.

— Тем не менее вы говорите, что огромный интерес проект представляет для людей в возрасте. С ними какое-то взаимодействие есть? 

АНАСТАСИЯ. Это уже сложный вопрос. У нас взаимодействие больше в основном со старожилами. Сменяемость населения достаточно большая. Пока этого, к сожалению, не получается. Наверное, это вопрос, над которым нужно подумать. Поток туристов небольшой, потому что город закрытый, по идее в основном мы должны работать с местным сообществом, но пока больше получается с пожилыми, с детьми, сейчас ещё подростки подтянулись. Хотя мы начинаем делать программы и для взрослых. В том году на День науки мы провели мероприятие с большим скоплением людей, у нас за день человек 600 побывало в музее. В этом году в связи с пандемией мы придумали квест, проводили его в течение недели, к нам записывались представители организаций. У нас каждый день проходило по 2-3 квеста. Сотрудники учреждений и организаций нас благодарили, многие были впервые в музее. По окончании квестов раздавали опросные листки, многие писали, что надо чаще таких мероприятий проводить. 

Развитие проекта

blank

— Ваши проекты – часть музейной работы. Какое расширение проекта и развитие работы музея ожидаются? 

АНАСТАСИЯ. В 2022 году у нас запланирована реализация двух крупных грантовых проектов. Первый проект связан с военной историей города, здесь мы также будем вовлекать подростков. Планируется создание серии аудиогидов, подкастов, где ребята будут нам помогать искать тексты, записывать, обрабатывать. Второй проект связан с работой с трудными подростками. Здесь к нам приедут специалисты из «PERMM» (Музей современного искусства ПЕРММ), мы будем заниматься со сложными ребятами: они будут исследовать город и создавать выставку. У нас сейчас в основном идут подготовительные этапы, связанные с этими двумя проектами. 

Без музея я не вижу свою дальнейшую профессиональную деятельность. Я и ещё три сотрудника являемся учредителями НКО, чтобы иметь возможность на базе музея реализовывать какие-то немузейные вещи. Много различных идей по работе с городом. Один из проектов, который мы тоже хотим реализовать, но боимся, не знаю, сможем ли мы чисто физически одновременно успеть и грантовыми проектами и с другими идеями. Например, у нас в годы войны в Полярном жило, работало очень много поэтов, писателей, большое количество заброшенных зданий. Мы с стрит-арт-художниками из Мурманска хотели расписать дома стихами и рассказами, популяризировав тем самым тех поэтов, писателей, которые здесь жили. Даже администрация даёт добро, но боимся не совладать с временными рамками. Идей очень много, хватило бы сил. 

Наш музей играет очень большую роль в социокультурном пространстве для горожан. Это показала независимая оценка качества, которую проходила вся страна. У нас не было проблем с анкетами, мы необходимое количество набрали достаточно быстро, что говорит о том, что люди заходят в наши соцсети и хотят оценить нашу деятельность. Мы по региону заняли почетное второе место после областного художественного музея. Нам это очень приятно. Музей на хорошем счету у жителей города и области.

Часто в закрытых городах люди опускают руки, потому что считают, что городе таког типа не может быть туризма, хотя деловой туризм есть всегда, даже в самом закрытом городе.  Мы делаем пропуска, всегда об этом говорим. Июль у нас очень активный. На день ВМФ у нас впервые три экскурсии было. В летний период всегда много экскурсий, но, чтобы по три в течение недели — такое в этом году впервые, поэтому спасибо жителям города и нашему губернатору, который продвигает туризм в нашем регионе. Люди больше узнают про Полярный.