Проект: «Село Ижевское». Автор: Андрей Меркунов

Проект «Село Ижевское». Автор Андрей Меркунов

Андрей Меркунов – менеджер по рекламе и маркетингу в консалтинговой компании, несколько лет назад переехал в село Ижевское Рязанской области из подмосковных Химок, чтобы спокойно жить. И… стал местным экскурсоводом-краеведом. Как так получилось и почему нужно ехать в село, рассказывает сам автор проекта.

Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании

Идея

— Как из жизни в Москве и работая в организации, вы пришли к работе на себя? Почему именно краеведение и в таком именно ключе?

Андрей Меркунов: Взаимоотношения с Москвой у меня были сложные: когда ты молодой у тебя много амбиций, планов на самореализацию, а потом, когда не все складывается, как было задумано, начинаешь много нервничать. И в какой-то момент я понял, что надо что-то менять. В 15-м году я купил дом в Ижевском и начал работать на себя. Первоначально, конечно же, я планировал обратно в Москву вернуться, но мне так понравилось жить тут, вдали от городского шума, что я остался.

— Чем вы занимались после переезда в Ижевское? 

Андрей Меркунов: Занимался наполнением сайтов: мне платили 25 тыс. в месяц за то, что я работал где-то часа три. В какой-то момент меня познакомили сначала экскурсоводом в Рязани, Ксенией. Я с детства увлекался историей, поэтому начал изучать историю этого места. История нашего села – уникальна, по каждому городу в России можно написать свой собственный учебник истории. Про наше село было несколько книг написано. Одна из них еще дореволюционная, основа – самовыкуп крестьян в 1832 году. Когда я подробно изучил историю Ижевского, то начал смотреть на нее как на продукт. Так мы решили организовывать интересные экскурсии, чтобы без кучи дат, а с легендами. Например, есть у нас легенда про призрак кузнеца в озере – на всех туристов она производит впечатление.

— Я читала, что за ваши байки вас недолюбливают и местные жители, и экскурсионные сообщества

Андрей Меркунов: Все экскурсоводы обязаны знать все даты и цифры и работать только с этим материалом, но сказания, мифы, легенды и предания – это то, на чем строится фольклор и туристическая программа. Туристам про это слушать интереснее и запоминается больше. 

— Были какие-то необычные запросы?

Андрей Меркунов: В прошлом году позвонили, спросили, смогу ли я провести экскурсию по Старой Рязани? Я знал, что до этого 4 экскурсовода отказались, но все равно согласился. Встречаюсь с женщиной, и она мне говорит: «Я сюда приехала, потому то согласно данным некого профессора каждый наш старый древний город стоит на семи колодцах энергетической силы, и я хочу их найти». Я сразу сказал, что мне подруга сказала, что я не чувствую энергию, я заземлён. Но мы нашли три колодца из семи. На подобные «экскурсии» есть огромный спрос. В той же Старой Рязани есть так называемый алатырь-камень, так он неземной популярность пользуется у туристов. Есть потребность у людей в мифах, сказках и байках. 

Все наши музее ориентированы ещё с 60-50-х годов на систему народного просвещения, а сейчас это место занял интернет. Поэтому все современные экскурсии это про впечатления, а не про просвещение.

— Почему в России так плохо развивается туризм?

Андрей Меркунов: Лет 10 назад мне попалась на глаза довольно интересная история о том, что губернатор одной из областей решил развивать туризм во всей области. Было принято решение пригласить одного из лучших маркетологов мира в области туризма.  Он сказал, что нужно разработать бренд территории: в каждом городе будет свой персонаж из русских сказок: Иванушка-Дурачок, Колобок, Василиса-Прекрасная. Идея эта, к сожалению, не была реализована, а на самом деле это гениальный план по развитию туристической составляющей.  

— Интересно было бы послушать и про негативный опыт в том числе. Вы как-то можете рассказать про минусы в целом? Какие моменты, которые вам казались сработают – не сработали, а какие сработали, хотя казалось, что не сработают?

Андрей Меркунов: К сожалению, в России нет реального опыта того, как создавать туристические объекты или туристические места. Например, на сайте конкурса Агентства стратегических инициатив примеры только зарубежные. На данный момент в России нет вообще ни одного пособия по тому, как развивать туризм в отдельно взятом районе. 

Никто никогда не анализировал, например, опыт села Вятское: 12 лет назад инвестор приехал в село с 1,5 тыс. населения и открыл первый музей. Сейчас в Вятском 13 музеев, 350 тыс. туристов в год, гостиницы, рестораны и прочее. Как это произошло? Ответа нет ни в одной книге.

У нас сейчас самая лучшая дорога в Рязанской области регионального значения, 6 музеев, кафе, ресторан, экскурсии, конные прогулки, сплав по реке, а туристов нет. 

Ежегодно мы отмечаем день рождения Циолковского. На это выделяются деньги из бюджета, которые и до нас доходят. 15 лет назад на юбилей Циолковского, дали денег на современный дом культуры. На юбилей Циолковского у нас обширная программа: конференции, интерактивы для детей, художественная самодеятельность, концерты, программы в музее, приглашенные гости, космонавты, даже мэр города Циолковский приезжал, очень интересный человек, даже подарил нам двигатель от первой запущенной ракеты. В тот год не было ни одного туриста на этом всём мероприятии. Я считаю, что привлечением туристов должны заниматься компании, которые умеют привлекать, на базе прямого контракта. Объявить тендеры, конкурсы, чтобы пригласить такие компании – невозможно, потому что у нас нет госстандартов на выполнение таких работ.

Само развитие туризма сейчас стоит из-за множества открытых вопросов, нерешенных проблем. А так денег выделяют очень много. Ежегодно проходят конкурсы, тендеры, гранты. Я знаю, например, музей, который в год по 3-4 гранта получает, но это никак не сказывается на экономике села, в котором он находится.

Развитие музея

— То есть музей развивается, а туристов как не было, так и нет?

Андрей Меркунов: Нет, туристы есть, но они хотят в одном месте посетить сразу несколько мероприятий, чтобы у них был выбор. У меня есть специальный перечень из 12 точек просмотра. Туристы выбирают, что им больше нравится. Основная точка притяжения – это наш Окский биосферный заповедник. Основная его проблема в том, что вся программа была создана в 50-х годах. С тех пор программу для туристов никак не меняли: сначала показывают зубров в вольере, потом Музей природы и ведут к стерхам. Для туристов это скучно. Самое главное, чтобы одном месте было как можно больше предложений, чтобы и мастер-классы и кулинарные. Сейчас удалось нам продать кокурки. То есть они уже сделали две партии, третьей сейчас будем делать дегустацию. Вчера мне позвонили с рязанского телевидения, сказали, что хотят сделать репортаж. Уже прогресс. Так что работаем.

Команда

— Вы сейчас продолжаете, можно сказать работать, один? То есть команды у вас нет именно в экскурсионной составляющей?

Андрей Меркунов: Есть директор пивоваренного завода. Мы проводим короткую экскурсию. У него тоже большие планы на развитие туризма. Еще с конюшнями сотрудничаем, конные прогулки по лесу. 

— Что больше всего нравится туристам?

Андрей Меркунов: Та проблема, с которой я столкнулся, что людям не всегда интересна история. С другой стороны, тем, кому интересна история, бывает неинтересна природа. Но с другой стороны, пивоваренный завод с дегустацией интересен и тем и другим. 

— Расскажите, какие-то дальнейшие планы у вас есть?

Андрей Меркунов: На самом деле, как я сказал, я несколько направлений протолкнул. Сейчас, например, очень интересно, у нас в соседнем селе Орехове появилась целая турбаза. Там тоже будут 2-3 музея. И основное – экотуризм, чтобы люди приехали, могли сами грибочки засолить, пожить таким бытом. Мы с ним в очень хорошем контакте.  В Ижевском есть несколько проектов: первый – это информационность. Есть несколько идей для того же самого TikTok. Например, такой тематики, как бабушкин сундук. Достаёте портянки, полторы минуты рассказали, что такое портянки, вот вам ролик.

Надо двигаться в тех направлениях, в которых есть подвижки. Из планов: а – с молодежью, б – надо, чтобы в селе было как минимум 10 мастер-классов, достопримечательностей. Например, в дом заходите, вас чаем угощают и про свою родословную рассказывают. 

У нас есть сельский фотограф Валерьян. Можно будет показать детям, как раньше делали фотографии, всё оборудование – богатейший архив. Можно во дворе организовать выставку советских фотографий. Вход бесплатный, интерьерная фотография в рамочке – 200 рублей. 

Нужно повышать туристическую привлекательность. Когда выходные на три месяца вперёд забронированы через турфирмы, можно выстраивать свою деятельность. Тогда как частные автомобильные туристы – это абсолютно непредсказуемо. Например, в прошлом году, в августе внезапно в 5 раз туристов больше стало по выходным. Нам пришлось увеличивать группы до 60-ти человек, чтобы обеспечить тот самый спрос.

Работа в рекламном агентстве в Москве, безусловно, помогает мне с продвижением. Нам надо повышать этот самый рейтинг цитирования. Выпускать те же самые информационные ролики. 

Библиотека

— А с библиотекой у вас есть какие-то планы?

Андрей Меркунов: На самом деле в библиотеке огромнейшие планы, потому что у меня сейчас туристы летние, если туристы осенние или зимние, естественно, большую часть экскурсии надо проводить в тепле. Сначала была идея, может, какой гранд получить, музей открыть, потом открыли нам это шикарное пространство. В прошлом году две библиотеки наши в Рязанской области принимали участие в Федеральной программе библиотек, на эту всю конструкцию выделили 7 млн. Конечно, и люди сюда пошли, и дети пошли. В библиотеке хорошо пишется, сейчас работаю над своим сборником и путеводителем по Ижевскому району. Несколько лет назад я написал путеводитель. Я за собственные деньги его издал – 3 тыс. экземпляров, но он не окупился. 

Вернемся к планам: создание, как минимум, 4-5-6 точек просмотра, чтобы люди в это включились, создание нашего кулинарного бренда, повышение информационной среды. Помимо «бабушкиного сундука» я хочу ещё сделать бабушкины рецепты с историями. Короткую историю какой-то семьи. И в дальнейшем выход на губернатора Рязанской области. У нас есть системные программы поддержки. У нас есть гранты, которые можно получить.

— Вы не писали ещё никакой грант под своё дело?

Андрей Меркунов: Я ещё ничего не писал. В прошлом году у нас был грант от губернатора вот, но в нём от Спасского района никто не принял участия. Я готовился на грант Ростуризма, но их завернули. На президентский грант я не претендую, потому что там большинство грантов выделяются под НКО. По Закону о грантах их выделяют только некоммерческим организациям. А вот через Агентство стратегических инициатив могут принимать участие, как и самозанятые, так и вообще частные лица.

— Вы не хотите сделать сборник своих экскурсий?

Андрей Меркунов: Это обязательно. У меня и так сейчас 2 экскурсии – основная и вспомогательная. О молочном деле с теми же кокурками. И основная история, которую я рассказываю туристам. И сейчас третья появилась экскурсия по Старой Рязани «Семь загадок старого дизайна» – семь загадок про клады, про археологию. 

Проведение экскурсий

— Как вы себе представляете проведение экскурсий в библиотеке? Вы думаете этих эмоций хватит людям? Не обязательно смотреть своими глазами?

Андрей Меркунов: Продолжительность всего 40-50 минут должна быть. Дальше получасовая прогулка по селу с посещением церкви, затем другие объекты. Опять же на один объект не больше 40 минут, на большее концентрации ни у кого не хватает. 

— Как бы вы хотели, чтобы звучало определение экскурсионного туриста? 

Андрей Меркунов: Сейчас стоит вопрос, в каких единицах отчитываться, что туризм развивается. Моё предложение, что отчитываться надо организованными туристическими группами. Есть алгоритм, что, например, определенную территорию за месяц посещают 40 туристов организованных и 120 туристов неорганизованных. И по этой формуле можно вычислять общую количество туристов. Организованными туристами отчитываются турагентства. Именно они двигают туризм. 

— В классическом понимании экскурсия с сухими фактами, — «посмотрите направо, посмотрите налево», долго будет ещё жить? Или всё-таки человеку современному нужна иная подача материала? 

Андрей Меркунов: Экскурсии сейчас больше рассчитаны на фактор Instagram, потому что сфотографировал – выложил. Тоже очень важный фактор для развития туризма. Те, кому до 35 лет, они же едут на экскурсию, чтобы выложить красивые фотки, они получают эмоции не от фоток, они получают эмоции от лайков, извините пожалуйста. Это мы тоже должны устраивать. Мы на это всё должны ориентироваться.

Один из главных мотиваторов для меня – это когда тебя замечают. Если туристы приезжают и говорят: «Я за вами давно слежу» — сразу появляется мотивация двигаться дальше, развиваться.