Туристско-образовательный проект «Я вам покажу» (Рязань).

уристско-образовательный проект «Я вам покажу» (Рязань).

Рязань — важная точка на туристической карте России. Кремль, древние храмы, село Константиново — понятный и принятый маршрут. Но как увидеть Рязань нетуристическую? Говорим об этом с Ксенией Паначёвой, создателем туристко-образовательного проекта «Я вам покажу» и исторического салона «Аромат Времени».

Для быстрого перемещения по тексту используйте ссылки в Содержании

Усадьбы и храмы

Как возникла идея проекта «Я вам покажу»?

Проект родился из моего хобби. Я ездила по области и искала интересные места. Как правило, это были полузаброшенные и совсем заброшенные усадьбы, а также храмы. 

Оказалось, что таких мест у нас очень много. Но проблема в том, что на этих объектах нет экскурсоводов, и некому о них рассказать. Можно только приехать и посмотреть на руины. 

Поэтому я решила, что было бы здорово начать знакомить людей с этими интересными объектами. Начала готовить экскурсии и тематические маршруты по таким объектам. Из этой идеи родился проект «Я вам покажу». 

Больше всего меня интересовали нетуристические места города и области. Потому что группы в Константиново, например, возят очень многие. Но какой в этом смысл? Любой человек может самостоятельно приехать туда и взять экскурсию. 

Впоследствии я всё-таки добавила к моим программам обзорную экскурсия по Рязани. Ведь когда приезжают туристы, которые впервые в Рязани, им нужно познакомиться с городом. Но тематические маршруты по городу и области предназначены для тех людей, которые в Рязани уже бывали, либо для местных жителей. Ведь какие-то интересные городские закоулки или руины за пределами города знают далеко не все. 

Какими были ваши первые маршруты? 

Меня больше всего интересовали усадьбы. К сожалению, их в Рязанской области в хорошем состоянии практически нет. Есть пара музеефицированных усадеб с музеями внутри, но это на самом деле только флигели. Усадебные дома не сохранились. 

Самая популярная усадьба, которая у нас отреставрирована — Кирицы. Но туда сейчас не попасть, там находится детский туберкулёзный санаторий. Поэтому всё, что осталось у нас в свободном доступе, это руины. И я начинала именно с маршрутов по таким усадебным руинам. 

Одним из первых был маршрут в Старожиловский район. Там располагался конезавод мецената Павла Григорьевича фон Дервиза, а рядом была его усадьба. Это недалеко от Рязани, порядка сорока километров. 

Был маршрут в местечко Истье. Там тоже была усадьба, от которой сейчас мало что осталось. Зато сохранилась очень интересная церковь 1816-го года, которая была построена архитектором Стасовым. А ещё в Истье был железоделательный завод времён Северной войны. И даже сохранилась доменная печь эпохи Петра I.

Рядом с Истьем находится село Коленцы, в котором располагалась первая в России игольная фабрика, основанная Петром I. Сейчас от неё остались только стены.  

Все эти маршруты интересны с точки зрения истории. Кроме того, они довольно живописные. 

Сейчас я провожу порядка двенадцати тематических маршрутов по области, в основном тоже усадебных. Есть в них и другие объекты, но главное — это усадьбы и храмы. 

Вы сами проводите экскурсии, или помогают другие экскурсоводы?

Тематические маршруты в основном провожу я. Есть коллеги, с которыми я работаю, но они чаще всего берут на себя обзорные экскурсии. То есть, они снимают с меня часть рутинной работы. Обзорные экскурсии — это здорово и интересно, но если проводить их постоянно, то не будет хватать времени на всё остальное. 

Интуитивное проектирование

Вы начинали проект «Я вам покажу» как туристско-образовательную площадку, или концепция складывалась постепенно?  

У меня было хобби — путешествовать. В какой-то момент я сделала группу «Вконтакте», где стала выкладывать фотографии из своих поездок. Мне стали писать люди, которые говорили: «Как было бы здорово тоже съездить туда». И постепенно я стала такие поездки организовывать. 

Сначала это были поездки на своих машинах: я делала маршрут, и мы со всеми желающими, которые хотели присоединиться, выезжали по маршруту. Это был абсолютно некоммерческий проект: никто ни за что не платил. 

Первые маршруты я делала для друзей и знакомых. После нескольких поездок стало понятно, что под Рязанью очень много интересных мест, о которых никто не рассказывает. Тогда я поняла, что можно возить туристов в эти места, делая это более профессионально и официально. Тогда я сделала сайт «Я вам покажу», а также группы в соцсетях.

Приходилось ли вам продумывать этапы реализации проекта? Или это интуитивный процесс для вас?  

Продумывать этапы это не про меня. С одной стороны, я понимаю, что нужно делать всё по правилам: сесть, рассчитать. Но я так не делаю. Даже не веду строгий подсчет доходов и расходов, не люблю это всё. В самом деле, получается всё интуитивно. 

Естественно, когда я делаю маршрут с участием автобуса и другими затратами, то просчитываю, какая должна быть цена поездки, сколько должно набраться человек, и так далее. Но если говорить в целом, то профессиональной проектировочной работой я не занимаюсь. 

Создавая каждый новый маршрут, я жду, пока в уме не сложится некая общая картина. Когда это происходит, я начинаю разрабатывать маршрут более тщательно. Это происходит на уровне интуиции. 

Так было с самого начала проекта. Сначала мы просто организовывали поездки с друзьями, а потом я поняла, что этим либо нужно заниматься, отдавая всё своё время, либо не заниматься вообще. 

Но не заниматься было нельзя. Я считаю, что человек должен заниматься тем, что ему нравится. Если делать вещи, которые не нравятся, то очень быстро выгоришь, и не будет удовлетворения. Даже если эти вещи приносят деньги.

Для меня в проекте всё совпало: я занимаюсь тем, что мне нравится, и этим зарабатываю себе на жизнь.

 Как раскрываются маршруты

Есть ли у вас любимый маршрут?

Они все, конечно, любимые. Если мне не нравится какое-то место, я просто не делаю маршрут, потому что тогда не смогу хорошо о нём рассказать. Выучить можно всё, что угодно, но нужно пропустить информацию через себя. Если ты рассказываешь с чувством, от души, любя то, о чём рассказываешь, то получается классно. А если просто выучить текст и сухо его преподнести, то будет неинтересно. 

Есть самый популярный маршрут — он называется «Сокровища в зелёной оправе». Это про храмы и усадьбы Мещёры. Мы движемся от Рязани в сторону Касимова. Там есть четыре интересных места, где мы останавливаемся, и в них шесть храмов. Эти храмы уникальны и интересны с точки зрения истории и архитектуры.

В последнее время популярен маршрут в усадьбу фон Дервизов. Во время пандемии я готовила лекцию на тему фон Дервизов для одного московского проекта, и как-то прониклась. Потому что, повторюсь, нужно не просто информацией владеть — нужно проникнуться теми людьми, которым посвящён рассказ. Без этого невозможно сделать хороший маршрут. Он может быть выверен с точки зрения истории и фактов, но при этом нельзя не любить тех людей, о которых рассказываешь. 

— Вы регулярно совершаете поездки по одним и тем же маршрутам. Замечаете ли вы, как эти места раз от раза раскрываются для вас?  

Однозначно, да. Тот же маршрут в усадьбу фон Дервизов. Сейчас моя экскурсия обогатилась фактами: встречаются люди, которые делятся информацией, или находятся объекты, которых я раньше не видела. 

Например, несколько месяцев назад я ездила в усадьбу, и познакомилась там с одной женщиной. Она работает школьной учительницей и изучает семью фон Дервизов. Эта женщина показала мне очень много таких вещей в парке, которые я бы никогда не нашла. 

Идёшь по парку: вокруг заросли, и где-то там лежит камушек. Никогда в жизни на него не обратишь внимание, даже если ходишь там постоянно. Если не знаешь, что это за камушек. 

Оказывается, что это осколок от пьедестала, на котором когда-то стояла парковая скульптура. Или остаток фонтана. Какие-то мелочи, которые могут не бросаться в глаза, но когда тебе на них указывают, ты понимаешь, что это тоже часть истории, и её можно показать на экскурсии. 

А ещё в один прекрасный день мы с туристами приехали в усадьбу фон Дервизов, и нечаянно обнаружили кусок очень красивой напольной плитки. Почему мы раньше её не видели? Трудно сказать. Может быть, она была засыпана землёй или листвой. 

Плитка была потрясающе красивая, очень яркая, с интересным рисунком. И мы её на время закопали, чтобы никто не нашёл. Но потом я приехала с другими туристами, и увидела, что плитку кто-то всё-таки заметил, и попытался унести. Она, видимо, держалась на цементе, и её разбили, пытаясь вытащить. Теперь показывать нечего. 

Тем не менее, это пример того, что можно несколько раз приезжать в одно и то же место, и чего-то видеть. Особенно когда приезжаешь на руины. Потому что руина — это такая вещь, где что-то может открыться не сразу. 

Поэтому с каждым разом экскурсии обогащаются всё больше и больше. Зачастую благодаря экскурсантам, которые могут что-то заметить, чего ты сам не замечал. Какие-то детали, особенности. Вроде бы всегда мимо проходили, а человек покажет: «Слушай, а я вот то же самое, или очень похожее, видел в другом месте. Может быть, это вот к этому относится?»

Люди, которые ездят на такие экскурсии, как у нас, уже много где бывали, и сами обладают очень большим багажом знаний. Ради развлечения никто не поедет на руины, честно скажу. В основном едут люди с глубокими знаниями в архитектуре, истории. И они подсказывают много интересного. 

Аромат времени

Ещё один ваш проект называется исторический салон «Аромат времени». Правильно ли называть его музеем? 

Я не стала использовать слово музей в названии, ведь сейчас и так очень много музеев. Точнее, тех мест, которые называются музеем, но не являются им по сути. Это могут быть выставочные пространства, или магазины, или какие-то локации для детей. 

Мне не хотелось спекулировать на эту тему. И не хотелось потом услышать, как кто-то мне скажет: «Да какой же это музей? Это же не музей!» Поэтому я заранее не стала это слово использовать, чтобы в случае чего ответить: «Так это же и не музей!» 

Конечно, между собой мы называем «Аромат времени» музеем. В нём действительно можно увидеть исторические вещи, которые имеют историческую ценность. Это не муляжи и не пластиковые суррогаты. Там вещи эпохи, конца девятнадцатого и начала двадцатого века. Не все они имеют музейную ценность. Но, тем не менее, они старинные. 

Кроме того, мы решили отойти от слова музей, потому что в классическом понимании это такое место, где нельзя трогать экспонаты. У нас трогать экспонаты можно. Нам хотелось задействовать все чувства человека, который приходит к нам, не только его слух. 

Мне не хотелось, чтобы я рассказывала, а гости смотрели бы в витрины. Мы сделали так, чтобы они могли прикасаться к экспонатам. Пускай это какой-нибудь флакончик, который не имеет строгой музейной ценности, но этому флакончику сто лет, и гостю хочется его потрогать. 

— Один из героев экспозиции салона «Аромат времени» — легендарный косметолог Макс Фактор, который открыл свой первый магазин именно в Рязани. Какое место он занимает в концепции проекта?    

Я не хотела строить всю экспозицию и концепцию вокруг имени Макса Фактора.  Это было бы неправильно, поскольку Максимилиан Факторович — это человек, который не так уж много времени провёл в Рязани. Осталось не так много сведений об этом периоде его жизни. Да, есть биография, написанная в девяностые годы в Америке, но российский период освящён в ней не особенно подробно и достоверно. Поэтому мне не хотелось ставить Макса Фактора во главу угла. 

Да, вокруг него у нас всё закручено, он — центр идеи. Но нам хотелось рассказать о том, какие косметика и парфюмерия были в то время вообще: и в Рязани, и в парфюмерно-косметической промышленности Российской империи в целом.

Проект «Я вам покажу» начался в 2015-м. В каком году открылся салон «Аромат времени»?

Мы открылись в декабре 2019-го года, но идея пришла ещё в начале 2019-го. И весь год я работала над созданием концепции. Идея была, но, как я уже говорила, пока в голове не сложится полная картинка, я не смогу ничего сделать. 

— В каком здании находится салон «Аромат времени»? Оно связано с рязанским периодом жизни Макса Фактора? 

Мы находимся в Торговых рядах. Это историческое здание начала девятнадцатого века: в нём продавали хлебные товары, но косметику там не продавали. Дом Макса Фактора рядом, буквально через два дома от нас, но в нём мы не смогли найти и снять помещение.

Как вы собирали экспозицию?

В начале 2019-го года я написала для сайта «Я вам покажу» статью про Макса Фактора, в которой рассказывала о том, что Макс Фактор прославился прежде всего как создатель первого киногрима. Он стал его делать, потому что театральный грим не подходил для кино. И тогда мне стало интересно: почему? В чём разница? 

Я стала искать в интернете, и нашла театральный грим немецкой фирмы Leichner начала двадцатого века. Это была самая популярная марка, которая везде продавалась: и в России, и в Европе, и в Америке. 

Оказалось, что театральный грим — это твёрдые палочки, похожие на восковые детские мелки. На киноплёнке этот грим выглядел очень плохо: он грубый, и очень заметен при близкой съёмке.  

Я купила коробочку этого грима на eBay, чтобы можно было показывать его во время экскурсии, объясняя разницу между театральным и киногримом. С покупки этой первой коробочки всё и началось. 

На eBay, как известно, есть очень много антикварных и винтажных вещей. Я стала искать и находить косметику Макса Фактора двадцатых и тридцатых годов. И постепенно её покупала. 

Потом я поняла, что можно расширить тематическую рамку, и взять Российскую империю в целом, и Рязань в том числе. И когда у меня в голове сложилась идея будущего пространства, я поняла, что мне нужно. Такие-то флакончики такой-то марки, пудры вот такие и такие, и так далее. Например, некоторые аптечные принадлежности, потому что в Рязани косметику продавали именно в аптечных магазинах. 

И после того, как в голове сложилась картинка, я стала постепенно собирать коллекцию. Попадётся что-то интересное — покупаю. И этот процесс продолжается: то попадается интересный предмет, то старинная книжка с рецептами, то ещё что-то. Это процесс, который невозможно остановить. Сейчас даже появляются идеи временных выставок и тематических экспозиций, основанных на этих предметах. 

Сколько комнат в салоне «Аромат времени»? Пространство позволяет задумываться о временных экспозициях?

У нас всего одна комната! 

Задумывая исторический салон, я не знала, где мы будем размещаться. Было понятно, что такое пространство нужно делать в центре города, а не в спальном районе. Но в центре, понятное дело, очень дорогие помещения. 

Наш салон не самоокупаемый, честно скажу. Он работает на грани окупаемости. Платить по сто тысяч за аренду для нас невозможно. Поэтому с самого начала у меня была такая мысль: найдётся помещение — здорово, не найдётся — буду думать о временных передвижных выставках. 

Но вышло так, что у моих знакомых есть собственный ресторан на Торговых рядах. И они предложили мне занять помещение, в котором раньше располагался их склад. Во-первых, потому что так это помещение можно использовать более продуктивно. Во-вторых, у нас хорошо совпадают концепции: у них исторический ресторан. А в ресторане этом два зала: один посвящен дореволюционному периоду, а второй — раннесоветскому. То есть, это идеально вписывается в те временные рамки, о которых я рассказываю.

Так что наше помещение — это одна комната. При этом информационная наполненность такова, что экскурсия длится час. И гости наши не просто слушают. Они нюхают, трогают, рассматривают. 

После часовой экскурсии мы даём время на то, чтобы гости пофотографировали, примерили шляпки, горжетки, сфотографировались в красивых локациях.

Экскурсии проводите только вы?     

До недавнего времени проводила только я. Но сейчас я понимаю, что это невозможно,  ведь я по-прежнему провожу экскурсии по городу и области. Поэтому моя партнер, хозяйка ресторана Ольга тоже обучилась. Салон «Аромат времени» — это тоже её детище, и мы с ней на равных. 

Работаем мы только по предварительной записи. Наше помещение доступно не всегда: мы открываемся по предварительной записи, и только с экскурсией. 

Как быстро ваш салон стал посещаемым? 

Мы открылись вовремя: «Новогодняя столица 2019»  была в Рязани. И практически все праздничные дни по вечерам у нас были две-три сборные экскурсии. Любой человек мог присоединиться. 

Гостей было очень много. Помещение не рассчитано на такое количество: максимум комфортно помещаются двадцать-двадцать пять человек. 

Потом, как всегда, было февральское затишье. Но в февральские и мартовские праздники опять было много гостей. А потом началась пандемия. 

Но интерес к салону му чувствуем. И сейчас очень много звонят и спрашивают насчёт экскурсий, хотя я не занимаюсь рекламой. 

Из чего состоит экскурсия в «Аромате времени»? Вы используете элемент театрализации, исторические костюмы?

Да, я наряжаюсь в костюм: у меня есть специальная юбка, блузка. Это не аутентичные вещи эпохи, но они позволяют создать настроение. 

Поскольку помещение у нас одно, мы визуально разделили его на несколько локаций. У нас есть дамский будуар, парикмахерская, аптекарский магазин и «уголок Голливуда». По всей экспозиции я прохожу, рассказываю, даю потрогать, послушать и понюхать. Это создаёт максимально близкий контакт между экскурсоводом и посетителями. 

Театрализации у нас нет, хотя есть такая идея. Вполне возможно, что в скором будущем у нас будет театрализованная экскурсия.

Маленькие проекты, нетривиальные маршруты

— Как бы вы оценили туристическую атмосферу в Рязани сегодня? Сохраняется ли интерес к авторским маршрутам, которыми вы занимаетесь в проекте «Я вам покажу»?  

Интерес однозначно есть. Мне вообще кажется, что сейчас на первый план выходят индивидуальные и, скажем так, клубные поездки. Когда такие авторские проекты, как мой, собирают группу и выезжают — из Москвы, например. Им интересно как раз то, что я показываю. Не только Кремль и основные улицы, а что-то ещё. То, чего не показывают туристические агентства. 

Мне кажется, что традиционные сборные экскурсии, которые были очень популярны раньше, себя изживают. Туры, организованные по принципу Рязань — Кремль — Константиново — обед-и-обратно, уходят в прошлое.

Для определенной категории туристов это, наверное, удобно. Но в основном сейчас людям хочется чего-то особенного. Они хотят получить особые впечатления, которые в обычной поездке они не получат. Поэтому сейчас, на мой взгляд, растёт интерес именно к такому новому формату. 

Что касается Рязани, то у нас всё не очень быстро продвигается в этом плане. Но туристов сейчас всё больше и больше. Я не считаю, сколько именно: не веду никаких бухгалтерских записей. Но знаю, что туристы есть, и знаю об этом, потому что у меня нет выходных. 

Людям интересны авторские маршруты и маленькие музейчики. Частные инициативы. Потому что людям хочется пообщаться с людьми. С теми людьми, которые живут в городе. 

Посещая мой исторический салон, они не только узнают много нового, но и пообщаются со мной как с местным жителем. Из этого тоже сложатся общие впечатления о городе. 

Это то, на что стоит сделать ставку сегодня, если мы говорим о туризме вообще: маленькие проекты, интересные люди и нетривиальные маршруты. 

Насколько вы уже освоили пространство Рязанской области в проекте «Я вам покажу»? Есть ли неосвоенные интересные места? 

Конечно. Я сама не везде была. Кроме того, те маршруты, которые у меня уже созданы, я не провожу слишком часто. Каждый мой маршрут повторяется не чаще одного раза в год. Бывает, что реже: есть сложные маршруты, когда нужно ехать далеко, и не так просто всё организовать и собрать людей. 

Поэтому даже те маршруты, которые уже есть, позволяют работать и работать с ними. И, конечно, в будущем я буду присоединять новые. 

Разработка нового маршрута — очень серьёзное дело. Не все маршруты приживаются, не все нравятся мне лично. Или маршрут нравится, но не очень нравится, как он прошёл. Тогда его нужно выстроить как-то по-другому. Логистику изменить, или ход повествования. Поэтому всегда есть, над чем работать.