TextielMuseum/TextielLab (Тилбург, Нидерланды)
Интервью с директором музея: Эролл Ван де Вердт.
Текстильная фабрика в Тилбурге стала точкой актуализации наследия тканей и возможностью решения социальных проблем жителей. О том, как работают с текстилем и как музей может стать лабораторией смыслов рассказывает директор музея Эролл Ван де Вердт
Какой культурно-символический ресурс вы используете в проектной деятельности TextielMuseum?
Что такое текстиль? Искусство изготовления пряжи из растений или волос, достаточно прочное для дальнейшей обработки, является одним из старейших видов человеческой деятельности. Оно присутствует в любой культуре, по всему земному шару, с древнейших времен, и до наших дней, уже более 10 тысяч лет.
Текстиль окружает нас повсюду. Мы носим одежду, которая прилегает к нашей коже, его можно найти на полу, на стене, в наших автомобилях. И ничто, никакой материал, никакая техника, не могут так повсеместно касаться нашего чувственного и умственного существования — как текстильная ткань. Мы живем во время растущей цифровизации, и особенно, сейчас, в 2021 году пандемии, и сейчас текстиль является идеальным удовлетворением этой потребности человеческой чувственности.
В творческой индустрии текстиль также играет важнейшую роль. Дизайнеры вдохновляются старинным ремеслом, ручным трудом и текстильным наследием. А наследие создается людьми, оно создавалось нашими предшественниками, нашими родителями, бабушками и дедушками. Наше наследие объединяет людей и восстанавливает то, что уже ушло, чего больше нет с нами. Я бы хотел поделиться с вами тем, как мы в Тилбурге относимся к наследию в TextielMuseum. Как мы относились к нему в прошлом, как относимся в настоящем, и, конечно, заглянем в будущее. Так, чтобы понять его нынешнее проявление необходимо сначала оглянуться назад, на то, как все это начиналось и развивалось в последующие годы. Пример — фабрика, которая была когда-то крупнейшим текстильным предприятием в Тилбурге, на юго-западе Нидерландов. Здесь и находится наша бесценная коллекция, в которой отражено индустриальное прошлое с момента основания музея.
В свое время, мы не захотели оставаться исключительно местом памяти, а если бы остались в знак признания многовекового наследия таким местом памяти текстильного ремесла, то рисковали бы стать заложником истории. В 2008 году здание претерпело серьёзную реконструкцию, далее у нас получилось новое сочетание исторической и современной архитектуры, которая характеризовала эту реконструкцию и стала первым видимым проявлением и напоминанием того, для чего мы существуем. Музей нам нужен для того, чтобы создать диалог о прошлом, настоящем и будущим местной и европейской текстильной промышленности. В Тилбурге имеет место та же история, что есть несомненно во многих странах Европы, и в России тоже.
Как вы работаете с наследием текстиля? Какие форматы используете по его актуализации?
Прежде всего нам пришлось создать новую концепцию, переход от места памяти к действующему музею. Мы начали с создания небольшой лаборатории, где можно создавать высококачественный текстиль, который ориентирован на верхний, нишевый сегмент творческой индустрии. Мы наняли ткачами бывших работников текстильной фабрики, а также пригласили их работать в качестве прядильщиц, экскурсоводов. И эта лаборатория превратилась в TextielLab, которая является сердцем нашего музея. Теперь там работает компетентный технический персонал и разработчики продукции. Лаборатория работает с большим количеством высокотехнологичного и традиционного оборудования, которое поддерживает все технологические процессы при производстве текстиля. Мы превратили текстильную лабораторию в идеальное место для художников и дизайнеров, которые могут экспериментировать с традиционными методами с помощью новых технологий с разными современными видами пряжи. Наш лозунг «сегодняшний дизайн — это наследие завтрашнего дня».
Наши общие культуры наследия живут благодаря переосмыслению работ наших предшественников. Это позволяет нам сохранит традиционные методы и передавать их будущим поколениям. Также она позволяет нам сохранять традиционные технологии и таким образом наследие прошлого продолжает жить. Мы можем сохранять традиционные технологические процессы и передавать их будущим поколениям. TextielLab принимает большое количество людей, которые экспериментируют, вводят новшества от имени всемирных деятелей, брендов таких как Рем Колхас, Hermes, Nike, Renault. Здесь выполняется более 250 проектов в год. Они варьируются от переосмысления артефактов и создания автономных произведений искусства до исследования текстиля и разработке прототипов. Вот чем мы занимаемся в нашей лаборатории.
Ткани, которые здесь были разработаны, воплощались в громких проектах от Персидского залива до подиумов в Париже. Несколько примеров: проект для Ротшильд- банка, их штаб-квартиры в Лондоне. Для них мы придумали отделку надстройки, оттуда открывается панорамный вид на финансовый район Лондона, и в основе дизайна лежит узор-рисунок 19-го века. Если люди хотят там встретиться, то там есть открывающиеся панели и таким образом можно провести встречу в атмосфере 19 века. Следующий проект – национальная библиотека Катара. Это действительно большое здание. И здесь мы сделали отделку небольшого помещения, в котором можно проводить лекции, представления, и здесь мы показали национальные символы – астролябию на тканях. Еще проект в Тилбурге – Промышленный собор. Здесь используются раздвижные перегородки, для того чтобы большой зал делить на маленькие помещения. И еще новое платье для нашей королевы Максима (Maxima), когда она приезжала в город Тилбург.
Лаборатория — это идеальное место не только для художников и дизайнеров, но и для студентов. Мы предоставляем здесь места для талантливых студентов со всего мира, чтобы они могли получить практические навыки в технологии производства текстиля. И здесь они учатся у специалистов – художников и дизайнеров из текстильной отрасли.
Но, в чем же роль текстильного наследия, поскольку мы также представляем собой и музей. Мы можем сказать, что в стенах нашего музея накоплены столетние артефакты – тут и образцы текстиля, и рецепты краски. И для нас эти артефакты помимо выставочной роли служат источником знаний и вдохновения для художников и дизайнеров, которую они черпают перед тем как начать работу в наше текстильной лаборатории. Мы чтим творцов прошлого и воздаем им дань, стоим на плечах этих гигантов. Текстильное наследие здесь переосмыслено, в нашей лаборатории создается новый дизайн, наследие завтрашнего дня. А роль кураторов – они фактически проводники и переводчики, интерпретирующие нашу коллекцию. Традиционные ремесла сохраняются, но что более важно – они продолжают развиваться. Распространяться и передаются следующему поколению в духе постоянного развития и инноваций. Новая интерпретация наследия является основным видом деятельности нашей текстильной лаборатории. Это акт переформатирования, переосмысления вещей.
Мы также думаем о том, что можем добавить к объекту. Исходным материалом является пересмотр работ наших предков. Например, на льняную ткань с традиционным дамасским узором был добавлен узор с помощью баллончика, которым пользуются уличные художники-граффити. В последнее время во времена коронавируса мы создали гобелен 8-метровой длины. Это история взаимоотношений между Нидерландами и Санкт-Петербургом во времена Петра Великого. Там отражены самые важные сцены из истории. В итоге получился шедевр, который был отправлен в коллекцию Эрмитажа России. Благодаря такому пути переосмысления рождается новое наследие.
Как вы вовлекаете людей в переосмысление наследия? Какие потребности на ваш взгляд вы закрываете у целевых групп?
Нам нужно переформатировать музей так, чтобы он сохранял смысл. Мы видим цифровизацию и глобализацию, которая происходит в мире. Рост политической и социальной осведомленности будут по-прежнему влиять на общество, как в экономическом, социальном, так и в культурном плане. Поэтому музеи должны задуматься о своей роли в отношении этих изменений и соответственно изменить свою миссию и свое видение. Экономисты, философы и другие интеллектуалы выделили три возможных области изменения, которые имеют значение для будущего музея. Первое это новая промышленная революция. Она охватывает производственные методы и технологии, экологический подход, и потребность в персонализированном опыте. Также она указывает на растущую потребность в вовлечении молодежи. Мы видим, что методы производства будут меняться. Люди хотят, чтобы изделия, были персонализированы, поэтому молодые люди должны думать о творческом подходе, дизайне, социальном взаимодействии и межличностной коммуникации. Важно переосмыслить все это, и мы хотим добавить новые программы по обучению этих людей.
Второй момент – мы видим, что разнообразие, характеризующее fit общество, не находит отражения в эффективной работе большинства институтов и существует спрос на демократизацию музейных программ. А также на расширение общественного доступа. И эти программы должны в более широкой степени отражать то, каким способом пересекаются различные слои нашего общества. Мир меняется! Население планеты становится все менее однородным. И нужно реагировать на эти изменения. Таким образом, музеи должны стать местом самопознания, непрерывного образования. Мы можем говорить о партисипаторных музеях.
Третье изменение — изменяющиеся потребности нового поколения людей, которые ходят в музеи. Они требуют от нас активного участия в решении социальных проблем, и ждут чтобы мы делились с ними опытом, рассказывали истории и облегчили бы им размышления над указанными проблемами. Молодежь гораздо лучше знает об изменениях в обществе. И они хотят видеть в нас музей, который предоставляет не только пассивный подход к экспонированию объектов прошлого. Мы должны делиться с ними новыми историями и вовлекать их в программы, которые мы разрабатываем.
Как мы реагируем на все эти изменения? Мы думаем и уверены, что музеи – это не просто витрина прекрасного. Музей будущего отражает стремительные изменения в обществе. Это инклюзивный и социально-ответственный подход. Музей играет все более активную роль как место встреч и диалога. Где имеют место размышления и вдохновения для решения текущих социальных проблем. Если мы сосредоточимся на текстильной промышленности, то должны сделать вывод, что текстильная промышленность является одной из самых загрязняющих отраслей, а социальная несправедливость широко распространена во всем мире. Таким образом, считаем своим моральным долгом, работая в области текстиля, вносить положительный вклад в решение упомянутой проблемы.
Каким же образом выглядит трансляция этого видения наследия? Какие вы применяется формы, программы?
До недавнего времени текстильный музей ориентировался прежде всего на художников, дизайнеров, архитекторов и талантливой молодежи. Но описанные выше сдвиги послужили катализатором для внесения изменений, которые не только сделают нас более инклюзивными, а нашу деятельность более проактивной, но и дадут возможность каждому участвовать в творческом процессе. Мы работаем над тем, чтобы стать практическим партисипаторным музеем для каждого. Вы входите в музей как посетитель, а уходите как создатель. Это превращает посетителя музея из зрителей в участников и позволяет им испытать процесс творчества. Посетители могут создавать свои собственные дизайны, выбирая из множества экологически чистых видов пряжи, цветов. Они могут работать на профессиональном оборудовании. юные посетители музея приходят и под руководством наших сотрудников они выбирают, исходя из узора, уже разработанного дизайнером, добавляют текст и уже сами себе делают шарфы, носки и дальше они могут заплатить и забрать то, что они сделали своими руками, домой. То есть, мы стараемся вовлекать новое поколение, чтобы они из посетителя превращались под руководством наших профессионалов в творцов.
Важной нашей темой является экология. Экология в истории текстильной индустрии всегда была проблемой. Поэтому нам нужно перейти к чему-то положительному, и мы видим, что дизайнеры, которые работают над созданием одежды, уделяют этому внимание, поэтому для нашего музея это моральный долг – предложить модельерам реальный вклад в осознание того, как стремиться к более чистому и справедливому миру. Мы стремимся сделать это, применяя круговой подход в нашем образе мышления и работе. На данный момент мы разрабатываем экологически чистую пряжу. Это научно-исследовательский проект с внешними сторонами, эта экологическая пряжа может использоваться дизайнерами для производства ткани. Но, конечно, музей не может обойтись без совместной работы с партнерами. Мы заключили партнерское соглашение с внешней стороной для создания и переработки и вторичной переработке на соседней текстильной фабрике. Рядом с нашим музеем находилось пустое здание текстильной фабрики. И местная администрация попросила нас предложить идею по его использованию. И, мы решили может действительно там разместить подразделение по переработке и сортировке, а жители Тилбурга смогли бы туда приходить и участвовать в процессе. И опять же – работаем над экологически безопасной пряжей, которую можно использовать повторно. Также мы поняли, что важно чтобы была практическая лаборатория для семей с детьми, чтобы они могли экспериментировать с пряжей и могли познакомиться с экологически безопасной продукцией. Они могли бы творить и экспериментировать в помещении, которое специально сделано для этих целей.
Мы организуем уникальные интерактивные мероприятия. И один из примеров так называемое временное ремонтное кафе. Где под руководством дизайнера люди могут узнать, как починить или заменить изношенную, или устаревшую одежду, чтобы дать ей новую жизнь. То есть, повторное использование имеющейся одежды осмысляется креативным образом под руководством дизайнера. В этом есть достаточные компетенции о том, каким образом можно вдохнуть новую жизнь, например, в свитер дедушки и как сделать так, чтобы детям было интересно его носить. Как можно преобразовать его в соответствии с требованиями современной моды.
Еще один продукт, направленный на экологию и социальную инклюзию – текстильные выставки, где мы вешаем информацию о текстильной продукции – «Культурные нити». Проект направлен на распространение знаний и повторное использование разных материалов из различных регионов Земли для использования их в проектах. Поскольку в будущем наши ресурсы будут исчерпаны и нам нужно думать над альтернативными подходами.
Мы играем свою роль и в социальных инновациях и инклюзии. Конечно, создаем возможность для людей, находящихся вне рынка труда. В сотрудничестве с дизайнерами и музеем мы будем разрабатывать высококачественные дизайнерские объекты и производить их с людьми, которые являются безработными. Их продукция будет продаваться в магазине-музее и они, эти безработные люди, смогут проявить свои таланты. Мы сможем обучить их, включить их в общество, они смогут создать новые продукты, новые изделия, которые будут и продаваться в музее, и выставляться на показ. То есть, эти безработные будут чувствовать себя уважаемыми членами общества. И музей будет служить подиумом для взаимодействия с этими посетителями.
Возможно ли, опираясь только на свои ресурсы запускать такое количество различных направлений?
Мы поняли, что музей не может действовать в одиночку. Необходима и важна работа по привлечению партнеров с разными навыками. И вместе с партнерами мы хотим создать значимое место в обществе, в котором работает музей. Такое сообщество будет ориентировано на творческие процессы, музей будет действовать в рамках сетевой организации. Вместе с партнерами, производителями, представителями индустрии, стартапами, городом и окрестностями, мы сделаем музей и окружающий комплекс динамическим и значимым хабом. Центром, где каждый сможет открывать, экспериментировать, создавать и учиться. Это важно для нас, важно для города, для окрестностей. Музей проводит не только культурные мероприятия, но и сам является инструментом культуры. И музей является катализатором в тесном сообществе связанных между собой предприятий, организаций, для которых наследие этого места, знание и удобство музея и лаборатории, а также близость других партнеров повышает ценность будущих планов. Мы знаем, что в таком новом комплексе появится синергия.
Центр творчества в городе Тилбург – это доступное место, где люди могут встретиться, где можно экспериментировать, учиться и где молодое поколение сможет открывать для себя новый вид творчества.
Все наши активности развиваются на основе нашего морального долга по созданию более экологически чистого и справедливого мира для всех. Мы верим в это видение, и постараемся воплотить его в ближайшие годы.
А.Лисицкий: у меня такой вопрос. Когда мы с коллегами из «Коломенского посада» были у вас на стажировке в 2019 году, идея партисипаторного музея с привлечением местных жителей уже тогда реализовывалась или все-таки пандемия подтолкнула? Как давно реализуется у вас озвученная концепция?
Э.: Концепция появилась только в 2020 году. Мы ее тогда только разработали.
А.: Очень любопытно, как быстро музей реагирует на социальные изменения и изобретает новые инструменты. В реале производит грандиозное впечатление то, что делают в Тилбурге. И городок такой депрессивный, а музей там – мотор местного развития. Город небольшой, а музей сотрудничает с кучей всяких институций далеко за пределами страны, вплоть до Катара. Конечно, нам есть к чему стремиться на «Шелковой фабрике» в Коломне. Восток и юго-восток Подмосковья он текстильный и у этого есть очень большие перспективы. Мы проводили в Наро-Фоминске лабораторию «Люди и идеи» на бывшей текстильной фабрике, там тоже реализуют проект, связанный с текстильным наследием, так что эта тема в России развивается.
Э.: Пандемия стала катализатором. В лаборатории были внедрены цифровые технологии, что позволило продолжить общение с художниками и дизайнерами за границей. И тот шедевр, который был отправлен в Эрмитаж, был создан в середине пандемии.
Спасибо большое.